Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ Автор: Доктор пропедевтических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вопросы по теме Анализ понятия музыкальности по Теплову. Структура музыкальных способностей. Характеристика музыкально-сенсорных способностей Связь музыкального.
Advertisements

Структура музыкальности ребенка.. 1. О природе музыкальных способностей 2. Определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная.
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
Особенности работы с детьми с признаками музыкальной одаренности Музыкальная одаренность – это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Синтез противоположных оппозиций. Актуальность интегративного обучения: глобальные проблемы современности, интегрирующее влияние на человечество.
Основы музыкальной психологии Индекс дисциплины по ФГОС: Б3.В.ДВ.12 для студентов факультета культуры и сервиса по специальности – «Педагогическое.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Теоретический семинар: « Психолого- педагогические основы работы с одаренными детьми» Выход.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
музыкально – сенсорные способности; ладовый слух; чувство ритма.
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках музыки через развитие способности импровизации Учитель музыки МБОУ СОШ 4 Светлана Борисовна Ткаченко.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТРЁХСТРУННАЯ ДОМРА Возраст обучающихся: 7 – 8, 9 – 12, лет срок реализации программы: 7(8), 5(6)лет,
Организация работы с одарёнными детьми в ОУ От профессиональной компетентности педагога к успешности ученика.
Задатками называются анатомо - физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.
План: 1.Понятие о способности. 2.Способности и деятельность. 3.Формирование способностей. 4.Развитие природных задатков. 5.Ти п ы способностей: учебные,
Т ВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ "Этот летящий в тартарары сумасшедший мир существует только ради двух вещей: творчества и любви…" - утверждал писатель Патрик Зюскинд.
Транксрипт:

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ Автор: Доктор пропедевтических наук Пермогорский Михаил Сергеевич

Основные понятия Творчество – порождение нового смысла Способность – психологические свойства, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности конкретной деятельности Музыкальная одарённость – качественно-своеобразное сочетание способностей, позволяющее добиться успеха в музыкальной деятельности

Всегда ли Музыка и творчество взаимосвязаны? …российская музыкальная педагогика имеет глубокие традиции. Одной из центральных является направленность на воспитание творческой личности силами музыкального искусства… Особое внимание уделяется развитию творческого воображения на основе заданий, опирающихся на методы воспитания слуха, обучения пению и исполнению… В наших музыкальных школах очень опытные преподаватели, которые очень хорошо умеют «лакировать» детей, те великолепно сдают экзамены в консерваторию, и создается впечатление, что в будущем это будут отличные музыканты. Ан нет. В процессе учебы выясняется, что они просто «отлакированы», их натренировали, а художника, личности за этим нет… VS

Основные проблемы Отечественная школа: Успех = муз. слух + чувство ритма + муз. память Необходимо и достаточно? Западная школа : Тестовая парадигма настройщик или музыкант? «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» Фокус внимания = творческие способности?

Понимание творчества в психологии Общепсихологический Дифференциально- психологический Творчество – всё и вся. А где проблема? Творчество – удел избранных. А где критерий? Креативность (в широком смысле ) Оригинальность – «способность мыслить самостоятельно» (В. Оствальд) Творчество

Что нам известно о музыкальных способностях? Основные исследования крутятся вокруг, но не развивают модель Эксперименты с умственно отсталыми людьми: Чувство ритма и лада даже лучше, чем у нормальных людей (Levitin D., Bellugi U. 1998; Deruelle C. et al., 2005); Внутренний слух не функционирует – «лоскутная» стратегия (Winner E.; Young R., Nettelbeck T., 1995). Вывод: только 1 способность связана с творчеством, 2 другие – репродуктивные.

Что нам известно о музыкальных способностях? Критика: нарушения логического вывода «общего через специальное»; нестройность модели; неадекватный материал для изучения творческих способностей; благоговение перед корреляцией;

Что мы имеем на сегодня? Проблемы: Муз. одарённость – сочетание способностей, но какое - ? Творческие способности - ? «Ядро музыкальности» («эмоц. отзыв. на музыку») - ? Перспективы: Прояснения феномена «отзывчивости» Изучение творческих компонент Необходима смена фокуса внимания: - от психологии к музыковедению - от операциональных компонент к смысловым

Интегративная модель музыкальности Основная проблема: врожденное или развиваемое? Л. Баренбойм «Творчеству нельзя научить. Но можно научить творчески работать…» М. Лещетицкий: «Чувство, чувство нельзя создать...» VS

Импровизация как катализатор творчества Переход понимания как «феномена» к пониманию психологических закономерностей муз. мышления Что в психике запускает такого рода действия? О психологии импровизации и импровизаторов В. Фуртвенглер : Сердце, сущность музыки – это импровизация, которую композитор старался как мог записать Главный вопрос: позволяет ли обучение импровизации развивать выделенные творческие способности?

Спасибо за внимание!