Цели и ценности современного образования Современные образовательные технологии
ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской федерации до 2020 года Проект образовательных стандартов второго поколения Проект концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы Национальная образовательная стратегия « Наша новая школа » Проект « Закона об образовании »
Национальная образовательная стратегия « Наша новая школа » Обновление содержания образования, создание условий обучения, при которых дети могли бы возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности Пополнение кадрового состава преподавателей, стимулирование активности молодых учителей Изменения облика школ, школа как центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом Укрепление здоровья школьников, устранение перегрузок, индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья
Стратегические цели и задачи образовательной политики повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов
Особенности ФГОС Стандарт как конвенциональная норма, общественный договор ведущий компонент ФГОС – требования к результатам, портрет выпускника ; договорные отношения между участниками образовательного процесса ; распределение ответственности за достижение планируемых результатов ; вариативность образования
Формирование базовых компетентностей современного человека Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека : информационной ( умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем ); коммуникативной ( умение эффективно сотрудничать с другими людьми ); самоорганизация ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы ); самообразование ( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность )
Концепция стандартов второго поколения Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Портрет будущего выпускника школы гражданина России 2020 года Компетентный в гражданско - правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Формирование мотивации к инновационному поведению Стратегическая задача развития школьного образования в России обеспечение инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу Инновационное поведение является результатом образовательного процесса соответствующей направленности. При этом инновационное поведение могут воспитать лишь те, кто сами им обладают в полной степени. Подготовка носителей культуры инновационного поведения является задачей высшего педагогического образования и дополнительного образования ( повышения квалификации )
« Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики …» ( Материалы выступления В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета « О стратегии развития России до 2020 года » от 8 февраля 2008 года ) Опрос руководителей инновационных образовательных учреждений Санкт - Петербурга ( май 2008 г ) показал, что 43% опрошенных понимают под инновациями новые образовательные технологии.
Общее толкование понятия « технология » наука о мастерстве, от латинского techne искусство, мастерство ; logos наука. Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний ( Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США ).
Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования ( Из документов ЮНЕСКО ) Педагогическая ( образовательная ) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам ( Г. К. Селевко )
Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют ( И. А. Колесникова ) Образовательная технология это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию ( планированию ), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам
Признаки педагогической технологии: диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям); воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого); воспроизводимость педагогических результатов
Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО : развивающее обучение ; коллективная система обучения ( КСО ); технология решения исследовательских задач ( ТРИЗ ); исследовательские и проектные методы ; технология модульного и блочно - модульного обучения ; технология « дебаты »; технология развития критического мышления ; лекционно - семинарская система обучения ; технология использования в обучении игровых методов : ролевых, деловых и других видов обучающих игр ; обучение в сотрудничестве ; информационно - коммуникационные технологии ; здоровьесберегающие технологии ; система инновационной оценки « портфолио »; технологии интерактивного и дистанционного обучения
Перечень технологий логико - информационные технологии ; учебные фирмы ; технологии профильного обучения и предпрофильной подготовки ; технология творческих мастерских ; система согласованного обучения и др.
И. В. Муштавинская 1 группа Технологии стандартного характера Главный результат здесь выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы ( анализ, осмысление, оценка ) лишь используются человеком в качестве средств ( естественно, необходимых и желаемых ) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету 2 группа Технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий Классификации педагогических технологий
Формирование базовых компетентностей современного человека Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека : информационной ( умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем ); коммуникативной ( умение эффективно сотрудничать с другими людьми ); самоорганизация ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы ); самообразование ( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность )
Формирование базовых компетентностей современного человека и технологии информационнаякоммуникативнаясамоорганизациясамообразование коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве, диалоговые технологии; «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения информационные и коммуникационные технологии; педагогические мастерские кейс-технологии…
Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т. е. всём том, что позволяет учителю « конструировать » образовательный процесс не « вообще », а применительно к его целям, задачам и условиям
22 Российский учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Личность, способная к духовно - нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций. Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Личность, владеющая основами психолого - педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Квалифицированный пользователь ИКТ