Глава I (часть 2)
1. Информационные технологии 1. Кодирование и обработка текстовой информации 2. Кодирование и обработка графической информации 3. Кодирование звуковой информации 4. Компьютерные презентации 5. Кодирование и обработка числовой информации 1. Представление числовой информации с помощью систем счисления Представление числовой информации с помощью систем счисления 2. Электронные таблицы Электронные таблицы 3. Построение диаграмм и графиков Построение диаграмм и графиков 2
Системы счисления Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами 4
5 Классификация систем счисления
Непозиционные СС Непозиционная СС – такая система счисления, в которой количественное значения цифры не зависит от её положения в числе Непозиционные СС использовались в древности (Египет, Рим) Примеры: единичная, римская (используется в настоящее время) 6
Единичная СС В единичной системе счисления число образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу 7
Римская СС В римский системе счисления значение цифры не зависит от её положения. Знаки цифр обозначаются буквами: I, V, X, L, C, D, M 8
Позиционные СС Позиционная СС – такая система счисления, в которой количественное значения цифры зависит от её положения в числе Позиционные СС широко используются в наше время Примеры: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная 9
Позиционная СС Число в позиционной СС записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа Основание системы равно количеству цифр (знаков) её алфавите (основание десятичной системы – 10, двоичной – 2) Позиция цифры в числе называется разрядом (разряд единиц, десятков, сотен, …) 10
Число в позиционной СС Две формы представления числа в позиционных СС: Свёрнутая форма: Развернутая: 5* * *
Выполнить задания 1. Сколько единиц в двоичной записи числа ? 1) 12) 23) 104) Дано А=A7 16, B= Какое из чисел C, записанных в двоичной системе, отвечает условию A
Домашнее задание 1. Провести сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел и Выполнить проверку, т. е. перевести исходные числа и результаты в десятичную систему счисления 13
Электронная таблица – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах 15
Структура электронной табл. 16 Электронная таблица состоит из столбцов и строк, на пересечении которых образуются ячейки Столбцы именуются буквами латиницы, а строки – числами.
Адрес ячейки 17 Адрес ячейки формируется из имени столбца и номера строки
Относительные ссылки Относительная ссылка –ссылка, которая при перемещении или копировании автоматически изменяется в зависимости от нового расположения 18
Абсолютные ссылки Абсолютная ссылка – ссылка, используемая для указания фиксированных адресов ячеек (при перемещении и копировании не изменяется) 19
Смешанные ссылки Смешанные ссылки – ссылки, в которых координата столбца абсолютная, а координата строки – относительная, или наоборот. Примечание: для фиксации адреса используется знак $, его ставят перед адресом фиксируемой строки или столбца 20
Пример использования абсолютной адресации в вычислениях 21
Практическая работа 1.14 В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. В столбце A указаны фамилия и имя учащегося; в столбце B – район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D – баллы, полученные соответственно по русскому языку и математике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 263 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный. Выполните задание. Откройте файл с данной электронной таблицей (Материалы Результаты тестирования). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса. 1. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Майского района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы. 2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики Майского района? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G2 таблицы. 22
Диаграмма Диаграмма - графическое изображение, демонстрирующее соотношений между величинами 24
Основные типы диаграмм Линейчатая диаграмма Круговая диаграмма График 25
Диапазоны исходных данных Ряды данных - множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме (соответствует Y) Категории – задают положение значений ряда данных на диаграмме 26
Практическая работа 1.15 Построение диаграмм различных типов Задание и руководство к выполнению работы: Материалы Практическая 1.15._10кл.pdf 27
Дополнительное задание Решение задач оптимизации: Задание: 1. рассмотреть описание решение задач оптимизации средствами прикладной программы Calc 2. Проверить на практике описанный пример (задание 4) 28