Выполнила Гаврилова Татьяна Сергеевна школа 47 имени Д.С. Лихачева Санкт -Петербург 2005 год
Содержание Профильное обучение Что меняется в профильной школе 1 Что меняется в профильной школе 2 Что меняется в профильной школе 3 Чем не является профильное обучение Модели профильного обучения Система профильного обучения Элективные курсы Механизмы комплектования профильных классов Функции портфолио Философия учебного портфолио Изменение философии оценки
Профильное обучение: система специализированной подготовки в старших классах индивидуализация обучения, создание личностно- ориентированного учебного процесса, возможность построения индивидуального образовательного маршрута углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка к высшему профессиональному образованию установление равного доступа к образованию разным категориям учащихся (по сравнению с 5-10 % лицеев и гимназий
В целях и результатах: учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся; создание условий для развития компетенций, необходимых для продолжения обучения; развитие способностей самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры, языковой и информационной компетентности. В учебном плане: сокращение инвариантного компонента; относительное сокращение материала непрофильных предметов; разнообразие типов учебных предметов (базовые общеобразовательные, профильные, элективные).
В образовательных технологиях: постепенное сокращение технологий, присущих классно- урочной системе; увеличение доли технологий, близких к вузовским; увеличение доли технологий, способствующих развитию партнерских отношение между учителем и учеником. В образовательной среде: объединение образовательных ресурсов района, города; создание разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся; создание пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников; развитие подростковых и юношеских объединений.
В формах оценивания и контроля: преобладание письменных форм оценивания над устными; введение экспертных оценок; использование рейтинговых, накопительных оценок; использование многоуровневой балльной оценки; постепенный уход от разовых выборочных проверок и разработка форм учета текущих достижений ученика; формулирование критериев оценивания совместно с учениками. В формах организации: дифференциация учащихся по потокам, профилям, группам; введение различных форм внеаудиторных занятий; расширение форм дистанционного обучения; разработка новых организационных моделей профильной школы.
ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ профильное обучение Профессиональным (производственным) обучением Полным заменителем непрофильного обучения Элитным обучением для 5-10 % детей Мотивом закрытия лицеев и гимназий
однопрофильные школы (реализуется только 1 профиль) Внутришкольная профилизация: многопрофильные школы (реализуется несколько профилей) Модель сетевой организации: целенаправленное и организованное привлечение образовательных ресурсов других ОУ (в том числе и дополнительного, среднего и начального профессионального образования)
Базовые общеобразовательные предметы 50 % учебного времени Профильные предметы 30 % учебного времени Элективные курсы 20 % времени
- это обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Функции элективных курсов поддержка профиля обучения внутрипрофильная специализация развитие содержания удовлетворение познавательных интересов основы профессиональной деятельности
Механизмы комплектования профильных классов: итоговая аттестация + «портфолио» зачисление профильные в профильные классы образовательныйрейтинг выпускникаРезультаты 4 экзаменов: русский язык, математика, 2 экзамена по выбору (с ориентацией на профиль) - Муниципальная экзаменационная Комиссия +«Портфолио» Выпускники 9-х классов
Функции «портфолио» Д Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени. Целеполагания - поддерживает учебные цели. Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ. Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Философия учебного портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Изменение философии оценки: дискретность непрерывность дискретность непрерывность фрагментарность системность единичность множественность количество качество жесткость гибкость искусственность естественность оценка самооценка