Задачи государственной политики в сфере образования : создание условий для доступа к качественному образованию и успешной социализации детей ; в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов
Основные вызовы не разработанность нормативно - правовых и финансовых механизмов обучения ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. системные границы между специальным и общим образованием. В то время как коррекционная школа рассматривается как методический ресурс развития инклюзии в общеобразовательной школе неготовность среды ( архитектурной, образовательной ) и учебных средств ( дидактические пособия, учебники ) для удовлетворения образовательных потребностей детей с инвалидностью в массовой школе. профессиональная и психологическая неготовность педагогических кадров реализовывать принципы инклюзии в условиях общего образования.
ПРОБЛЕМЫ НОРМ: неспособность государственных органов медико- социальной экспертизы взаимодействовать с ПМПК при разработке образовательного маршрута детей с инвалидностью в рамках ИПР дистанционное образование не есть инклюзивное не определено понятие «инклюзивное образование» не закреплено право ОУ обучать ребёнка с ОВЗ по индивидуальной программе нет механизмов финансирования образовательной услуги по обучению ребёнка с ОВЗ в условиях массовой школы и не разработано её содержание
Образовательная политика: Согласно целевым индикаторам Федеральной целевой программы развития образования на г. г. доля детей с ОВЗ и детей - инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей - инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71% в 2015 году.
Образовательная политика: В соответствии с государственной программой Российской Федерации « Доступная среда » на годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбаръерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5 %. ФГТ, ФГОС НОО, ФГОС ООО учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ.
Инновационные механизмы : создание модели адаптивного образовательного учреждения ( ресурсный центр ); создание новых институтов общественного участия в управлении образованием ; разработка алгоритма успешной социализации детей с ограниченными возможностями
Ожидаемые продукты проекта : аналитические материалы по данной проблематике, описание возможных путей создания условий для социализации детей ; пакет нормативных документов муниципального и школьного уровня, регламентирующих процесс обучения и социализации детей с ограниченными возможностями в развитии ; экономическое обоснование нормативов для расчета и формирования муниципального задания ;
Ожидаемые продукты проекта : пакет нормативных документов и рекомендаций по сетевому взаимодействию школы с ОУ и партнерами ; образовательные программы для детей с особыми потребностями в развитии ;
Основные потребители результатов проекта : муниципальные органы власти и управления образованием : нормативно оформлен заказ на образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями в развитии ; создана модель адаптивного образовательного учреждения для реализации услуг, созданы условия для воспитания и образования больных детей, условия для их социализации
Основные потребители результатов проекта : дети с ограниченными возможностями в развитии : условия для интеграции больных детей в сообщество воспитанников дошкольного отделения и учащихся ; доступ к качественному образованию, дистанционным, сетевым формам обучения ; реальные шансы социализации, освоения профессии, получении работы.
Основные потребители результатов проекта : родители : реализация своего запроса на воспитание образование детей ; реальные шансы социализации детей после окончания школы ( учеба, трудоустройство ); улучшение материального положения семей, содержание детей в инклюзивных группах, возможность выхода родителей на работу, материальная спонсорская помощь ; участие в управлении образованием ( общественная организация « Ассоциация « Особый ребенок »);
Основные потребители результатов проекта : педагоги : рост квалификации, расширение возможностей ПК, освоение и внедрение новых технологий ; реализация собственных проектов в области образования, повышение статуса, материальное и моральное стимулирование ;
Основные потребители результатов проекта : школа : получение через муниципальное задание дополнительных бюджетных средств на основную деятельность ; обогащение ООП школы, опыт реализации модели индивидуальных образовательных траекторий учащихся ; развитие сетевого взаимодействия с ОУ и партнерами проекта ; рост квалификации кадров.
Риски : конфликт интересов целевых групп проекта ( важно предвидеть чьи интересы и побуждения нужно удовлетворять в первую очередь - властных структур, детей, родителей, педагогов ) необходимо создание постоянной переговорной площадки, общественной организации родителей, педагогов, попечителей );
Риски : возможные негативные последствия принятий решений о том или ином действии или бездействии учредителя в вопросах финансирования ( необходимо решение Совета местного самоуправления, срок полномочий которого совпадает с временными рамками проекта, подписание муниципального задания )
Риски : неготовность профессионального сообщества к работе с больными детьми ( организация эффективного ПК, создание на основе центра « Особый ребенок » в стажировочную площадку ).
Эффекты : развитие в местном сообществе толерантного отношения к проблемам и запросам больных детей ; новые походы к разработке муниципального задания ; адаптация и интеграция больных детей в детские коллективы, социализация их в обществе ; развитие системы управления качества образования.