Метод проектов Ст. преподаватель кафедры ЕНО ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Ермоленкова Г.В.
XXI век – время перемен во всех сферах человеческой деятельности, поэтому качественно новым образом встает проблема развития и использования всего человеческого потенциала и, в первую очередь, педагогического.
Общепредметный минимум опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов - знаний; опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (В.В.Краевский).
Компетентностно- ориентированное образование Формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и т.д.) ресурсы для достижения поставленной цели формирования ключевых компетентностей учащихся
Школа «знаний» - школа «развития» Стандарт образования Новые требования к учителю
учитель – это образец для подражания. «Никто не может дать другому того, что не имеет сам…» (А. Дистервег)
Метод проектов как дидактическая категория способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога; развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление
Метод проектов как дидактическая категория способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Проект Буквально «брошенный вперед»; Самостоятельная, творческая, завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.
Классификация по кол-ву участников Индивидуальные; Парные; Групповые; Коллективные.
По доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированный; Исследовательский; Информационный; Творческий; Ролевой.
По комплексности и характеру контактов Монопроекты; Межпредметные проекты.
Этапы выполнения Организационно-подготовительный (поисковый); Конструкторско-технологический (деятельностный); Заключительный (аналитический).
На первом этапе Учащиеся выявляют проблему или потребность (самостоятельно или с помощью учителя) – осознают нужды и потребности в различных сферах общественной деятельности. Ставят цель (предполагаемый конечный результата) – получение в итоге деятельности субъективно (для данного индивида) или объективно (для общества) нового полезного материального или духовного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. Генерируют идеи, способствующие достижению цели, анализируют их и аргументировано выбирают лучшую. Выявляют необходимые условия и средства, подготавливают рабочее место.
На втором этапе Учащиеся разрабатывают технологию изготовления продукта. По необходимости корректируют свою деятельность, реализуют проект.
На третьем этапе Проектанты презентуют результаты своей деятельности, проводят рефлексию, анализируют выполненную работу, оценивая «прирост» как академических и практических знаний, так и умений направленных на успешное вхождение в социум.
Оценивание Метод проектов позволяет использовать многоуровневую систему оценивания деятельности учащихся, что позволяет создать «ситуацию успеха» для каждого ученика. Например, оценивать каждый аспект деятельности проектантов: продукт проектной деятельности, процесс работы, оформление, защиту, презентацию и т.д.
Формы продуктов проектной деятельности web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект;
Формы продуктов проектной деятельности игра; коллекция; костюм; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета;
Формы продуктов проектной деятельности постановка; праздник; прогноз; система школьного самоуправления; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия.
Пять «П» Проблема; Проектирование (планирование); Поиск информации; Продукт; Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.)
Виды презентаций проектов деловой игры - научного доклада; демонстрации видео-отчета фильма / продукта; пресс-технологий конференции; диалога исторических или литературных персонажей; путешествия; рекламы;
Виды презентаций проектов ролевой игры; защиты на Ученом Совете; соревнования; спектакля; игры с залом; спортивной игры; научной конференции; экскурсии.