Информационно-методический семинар участников конкурса «Учитель года» Заведующая отделом внешних связей и образовательных акций КОИРО Коновалова Елена Александровна г. Галич, 2010
План семинара Все о конкурсе Что нужно знать и уметь участнику конкурса Конкурсные задания: Презентация опыта Современный урок Мастер-класс Дискуссионные формы
Конкурс. Конкурс! Конкурс? Конкурс (от латинского concursus) соревнование, соискательство нескольких лиц с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. В 2009 году в 35 региональных и республиканских конкурсах приняли участие свыше 850 работников образования.
Возможности конкурса для участников конкурс является формой повышения квалификации педагога; конкурс способствует карьерному росту работников; конкурс позволяет пополнить «портфолио» педагога и учреждения; конкурс позволяет соотнести собственные достижения с достижениями коллег; конкурс способствует организации образовательного и социального партнерства субъектов конкурсной системы.
График региональных конкурсов Открытый региональный конкурс «ИНТЕРНЕТ плюс…» 15 февраля15 марта Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области 25 февраля1 апреля Конкурс инновационных образовательных программ марта Региональный конкурс учебных мультимедийных проектов Конкурс учебных кабинетов Март- Апрель Конкурс сайтов образовательных учреждений 8-22 ноября
Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе. Главные цели конкурса: – выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение; – повышение престижа учительского труда; – распространение педагогического опыта лучших учителей России. Устанавливаются следующие этапы конкурса: – первый этап проводится образовательными учреждениями – второй этап проводится органами местного самоуправления и/или местными (муниципальными) органами управления образованием; – третий этап проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации; – заключительный этап проводится Министерством. Официальной эмблемой конкурса является пеликан, распростерший крылья над своими птенцами. Использование официальной эмблемы конкурса обязательно на всех этапах конкурса.
В 1989 году увидело свет первое «Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводит оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты» при участии Гособразования СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ, общественных педагогических объединений. Будущие финалисты предупреждены: «предусматривается проведение претендентами открытого урока в московской школе (класс по выбору, тема сообщается за два часа)». 6 июня 1990 года был объявлен первый «Учитель года СССР» преподаватель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александр Сутормин. Вскоре «Хрустального пеликана» символ конкурса, ему вручил Президент СССР Михаил Горбачев. В 1992 году впервые прозвучала песня Артура Зарубы на стихи Роберта Рождественского «Школьным учителям» и сразу стала не только хитом сезона, но и гимном педагогического состязания. В «Учителе года России 1995» приняли участие 63 педагога. Невероятная и трогательная история произошла с учителем физкультуры Михаилом Федоровым из села Александровка Тамбовской области, которому родные органы образования не выделили ни копейки для поездки. Он продал все свое хозяйство, вплоть до последней коровы, купил билеты и поехал в Москву… Ежегодно в конкурсе принимают участие педагогов… Подробности на История конкурсов
Что нужно знать и уметь участнику конкурса (кроме профессиональных навыков) Уметь читать и оформлять документы Владеть компьютером (хотя бы уровне пользователя) Навыки самопрезентации Навыки коммуникации Чувство стиля Ораторское искусство и актерское мастерство «Тыл»
Эссе или творческая работа «Моя педагогическая философия» Визитная карточка Представление педагогического опыта «Методический семинар» (регламент до 20 минут, включая ответы на вопросы). Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер. Критерии оценивания: – умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; – общая и профессиональная эрудиция; – культура публичного выступления; – умение взаимодействовать с аудиторией. Формы презентации опыта
1.Вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета 2.Определить и сформулировать сущность опыта 3.Выделить составные части опыта : Сущность Результативность Трудоемкость осуществления Возможность и условия освоения 4.Описать каждую составную часть концепции 5.Описать сущность собственного опыта 6.Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся Как представить опыт?
«Учебное занятие» (регламент 40 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы). Должен быть: Профессиональным Проблемным Иллюстрацией системы вашей работы в контексте заявленного педагогического опыта Необходимо: Взаимодействие с учениками Творческое единство всех присутствующих на Вашем занятии Требования в критериях оценки: Глубокое знание своего предмета Грамотное в соответствии с целью использование современных или традиционных способов передачи знаний Коммуникативные способности, актерское мастерство Умение достигать поставленных целей в любой аудитории детей. Современный урок
«Учебное занятие» (регламент 40 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего мета- предметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Список возможных тем учебных занятий (в соответствии с девизом конкурса), возрастной и количественный состав учебной группы определяются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретная тема учебного занятия для каждого участника определяется из списка возможных тем жеребьевкой за два дня до его проведения. Критерии оценивания: – глубина и оригинальность раскрытия темы; – умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний; – умение организовать взаимодействие учащихся между собой; – умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся; – глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности. Современный урок
«Классный час» (регламент до 20 минут). Формат: обсуждение с учащимися актуального для них вопроса в режиме импровизации. Список возможных вопросов для обсуждения на классном часе (с учетом девиза конкурса), возрастной и количественный состав группы учащихся определяются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретный вопрос для обсуждения на классном часе выбирают учащиеся на основе списка возможных вопросов непосредственно перед началом классного часа. В начале классного часа представитель учащихся называет вопрос, выбранный группой. Критерии оценивания: – глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения; – умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности; – умение организовывать взаимодействие учащихся между собой; – умение слушать, слышать и понимать позиции учащихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них; – умение включить каждого учащегося в обсуждение и формирование выводов. Классный час
«Родительское собрание» (регламент до 20 минут). Формат: обсуждение группой учителей педагогической ситуации с родителями учащихся. Порядок формирования групп учителей для участия в родительском собрании устанавливается с учетом предложений участников финала конкурса, сформулированных на установочном семинаре. Тему родительского собрания задает видеоролик, в котором демонстрируется педагогическая ситуация, требующая принятия решения. Видеоролики распределяются между группами случайным образом и впервые демонстрируются в начале проведения родительского собрания. Учителя и родители совместно обсуждают педагогическую задачу, ищут пути ее решения. К концу родительского собрания должно быть сформулировано предлагаемое решение. Критерии оценивания: – умение выявить и сформулировать педагогическую проблему; – умение найти и предложить пути решения; – умение взаимодействовать с коллегами и родителями; – участие в принятии коллективного решения. Родительское собрание
Мастер-класс» (регламент: до 25 минут, включая 5 минут для ответов на вопросы). Формат: проведение мастер-класса для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающего значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций. Критерии оценивания: – глубина и оригинальность содержания; – социальная значимость; – умение взаимодействовать с широкой аудиторией Мастер-класс
Мастер-класс – это передача мастером опыта, мастерства, искусства, чаще всего путем прямого или комментированного показа приемов работы. Цель мастер класса на конкурсе – представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно - воспитательных задач. Технология мастер-класса: Презентация педагогического опыта мастера: краткое обоснование основных идей опыта Определение основных приемов работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям Имитационная игра: занятие со слушателями, на котором учитель демонстрирует эффективные приемы работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета Моделирование: организация самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера, обсуждение моделей Рефлексия Мастер-класс – звездный час
«Открытая дискуссия». Формат: открытое обсуждение актуальной общественно значимой проблемы, связанной с девизом конкурса, с участием общественности. Предложения по списку возможных проблем для обсуждения формируются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретная проблема определяется жеребьевкой за день до проведения мероприятия. Критерии оценивания: – общая культура и эрудиция; – глубина и оригинальность суждений; – умение вести дискуссию. Педагогический ринг Дебаты Формулирование миссии победителя конкурса. Формат: совместное создание текста объемом не более 1 стр. (1000 знаков, включая пробелы). Результат предъявляется публично. Мероприятие не оценивается. Конкурсное мероприятие третьего тура: «Круглый стол» образовательных политиков» (регламент 40 минут). Формат: беседа на актуальную тему с участием министра образования и науки Российской Федерации, демонстрирующая авторскую позицию каждого победителя. Критерии оценивания: – знание и понимание современных тенденций развития образования и общества; – масштабность, глубина и оригинальность суждений; – аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений; – умение предъявить свою позицию Дискуссионные формы
«Педагогический совет» (регламент до 30 минут, включая ответы на вопросы). Формат: разработка педагогического проекта в группах (710 человек), представление и защита проектов на педагогическом совете. Формирование групп и определение тем проектов (в соответствии с девизом конкурса) осуществляются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Разработка педагогических проектов до финала конкурса ведется в режиме взаимодействия участников в сети Интернет. В рамках финала конкурса проходит представление и защита проектов. Определяются и отмечаются лучшие проекты. Критерии оценивания: – актуальность темы, социальная значимость проекта; – целостность подхода; – оригинальность идей и содержания; – разработанность и реалистичность ресурсного обеспечения проекта, – возможность распространения (тиражируемость проекта); – культура представления проекта; – качество взаимодействия с аудиторией; – вовлеченность участников группы в разработку и защиту проекта Педагогический совет