Организация деятельности коллектива и методы стимулирования развития коллектива
Образование органов руководства и самоуправления коллективом 1 этап: четко представить для чего создается орган самоуправления, чем конкретно будет заниматься, определить главные виды работ 2 этап: совместно с детьми определить состав органа самоуправления 3 этап: сплотить членов органа самоуправления как с «коллективом в коллективе»
Обеспечение богатства и разнообразия совместных дел Необходимо: Сочетать достаточное количество сплачивающих коллектив совместных интересных и полезных дел. Сочетать достаточное количество сплачивающих коллектив совместных интересных и полезных дел. Помнить, что: Бездеятельность ведет к безответственности Бездеятельность ведет к безответственности Перенасыщенность – к напряженности, появлению утомления, пресыщенности, раздражительности, безразличию к тому, что происходит в коллективе. Перенасыщенность – к напряженности, появлению утомления, пресыщенности, раздражительности, безразличию к тому, что происходит в коллективе.
Осознание членами коллектива его целей и перспектив 1.Целенаправленность деятельности коллектива 2.Перспектива развития 3.Взаимосвязь интересов каждого ученика, школы и общества
Для формирования настоящего коллектива необходимо, чтобы общественно полезные цели его деятельности доминировали над личными – Для формирования настоящего коллектива необходимо, чтобы общественно полезные цели его деятельности доминировали над личными – Необходимость осознания школьниками общественного смысла той деятельности, которую они выполняют Необходимость осознания школьниками общественного смысла той деятельности, которую они выполняют Однако необходимо сочетание общественной направленности деятельности с ее эмоциональной привлекательностью для участников (опора на возрастные особенности, интересы, увлечения учащихся и т.д.) – Однако необходимо сочетание общественной направленности деятельности с ее эмоциональной привлекательностью для участников (опора на возрастные особенности, интересы, увлечения учащихся и т.д.) – «во имя чего» «во имя чего» «как работать» «как работать» Сочетание общественной значимости и личной привлекательности совместной деятельности
Эмоциональная привлекательность Разнообразие используемых приемов активного вовлечения всех членов коллектива в организацию совместной деятельности (коллективное планирование, творческие группы, коллективное обсуждение результатов работы и т.д.) Разнообразие используемых приемов активного вовлечения всех членов коллектива в организацию совместной деятельности (коллективное планирование, творческие группы, коллективное обсуждение результатов работы и т.д.) Введение в совместную деятельность игровых моментов, ритуалов, символов Введение в совместную деятельность игровых моментов, ритуалов, символов
Формы организации деятельности 1. Совместно-индивидуальная 2. Совместно-групповая 3. Совместно-зависимая
Построение совместной деятельности эффективно на основе ответственной зависимости, т е. обеспечивать зависимость общего результата труда от работы каждого, от усилий всех членов коллектива