О принципах размещения государственного заказа и контроля результативности государственных расходов при формировании и исполнении областного бюджета Пермь, 25 июля 2005 Докладчики: Антипина О.В. Решетников М.Г.
Недостатки существующей модели управления - Результат – освоение средств. Конечные результаты не выражены либо выражены слабо. - Носит отраслевой характер. Межотраслевые проблемы решаются плохо. - Имеет затратный принцип: кто больше затрат «докажет», тот больше средств получит. Связь между достижением результата и выделением ресурса слаба.
Изменение внешних условий - Введение федеральным центром критериев оценки субъектов РФ - Изменение принципов работы органов местного самоуправления
Принципы новой модели управления 1)Измеримость результата 2)Нацеленность на человека 3)Наличие центров ответственности за результат 4)Выделение ресурса под результат 5)Конкурс результатов 6)Свобода в способах достижения результата
Направления изменений 1)Разработка системы оценки конечного результата 2)Формирование структуры органов исполнительной власти, нацеленной на работу на конечный результат 3)Изменение процедур наделения ресурсом: привязка ресурса к результату
V. Система оценки конечного результата – система показателей и методика оценки социально-экономического развития области
Принципы оценки результативности Ответственность власти за все процессы, происходящие на территории области «Операционность» показателей: возможность оперативной оценки процессов Иерархия показателей
Направления оценки Экономическое развитие Развитие человеческого потенциала Территориальное развитие Обеспечение безопасности
Экономическое развитие Заработная плата Численность занятых
Развитие человеческого потенциала Численность населения Ожидаемая продолжительность жизни Коэффициент уровня образования Коэффициент уровня здоровья Коэффициент уровня социальной адаптации Коэффициент развития личности
Коэффициент уровня образования Доля охваченных всеми формами дошкольной подготовки в численности первоклассников Средний балл по обязательным предметам (для основного общего образования) Средний балл по обязательным предметам (для среднего (полного) общего образования) Доля школьников основного образования, окончивших основную школу (из числа поступивших) Доля школьников среднего образования, окончивших среднюю школу (из числа поступивших)
Коэффициент уровня здоровья Численность инвалидов Время, проведенное населением на больничных Общий фонд рабочего времени
Коэффициент уровня социальной адаптации Численность людей, страдающих социально- опасными заболеваниями Численность детей-сирот Численность детей, находящихся в социально- опасном положении Численность глубоко бедных
Территориальное развитие Коэффициент транспортной доступности Коэффициент жилого фонда Коэффициент водоотведения Коэффициент теплоснабжения
Обеспечение безопасности Число преступлений против личности Число пострадавших в ДТП Число пострадавших при пожарах Число пострадавших при чрезвычайных происшествиях
VI. Формирование структуры органов исполнительной власти, нацеленной на работу на конечный результат
Схема 1. Функционально-целевая модель: первая группа целей Губернатор Экономическое развитие Развитие человеческого потенциала Территориальн ое развитие Обеспечение безопасности Создание позитивного образа региона Политика
Схема 2. Функционально-целевая модель: схема заказа Губернатор ЭРРЧРРТОБСПОП Ключевые департаменты - Заказчики Отраслевые департаменты - Подрядчики
Схема 3. Функционально-целевая модель: управление бюджетными учреждениями Губернатор Бюджетные учрежденияЧастный сектор Управление бюджетными учреждениями
Система программных документов
VII. Изменение процедур наделения ресурсом: привязка ресурса к результату
Принцип: нацеленность на человека Новая методикаДействующая методика Планирование – в разрезе бюджетных услуг. Расчет всех расходов производится на человека (потребителя, группу потребителей, население). Планирование - в разрезе ведомств. Расчет всех расходов производится на отрасль, учреждение.
Принцип: предоставление свободы ведомствам в способах достижения результата Новая методикаДействующая методика Планирование расходов на уровне ГУФиНП в целом на услугу с предоставлением самостоятельности ведомствам в способах достижения целей Детальное планирование расходов на уровне ГУФиНП вплоть до статей экономической классификации
Принцип: выделение ресурса под результат Новая методикаДействующая методика Бюджет действующих обязательств – под сохранение достигнутого уровня показателей результативности. Обеспечивается на 100%. Оставшиеся средства направляются на бюджет принимаемых обязательств. Действующие и принимаемые обязательства равнозначны. Не гарантируется 100%-ное обеспечение и тех, и других.
Принцип: конкурс результатов Новая методикаДействующая методика Применяется при распределении бюджета принимаемых обязательств с четким фиксированием прироста значений показателей результативности. Горизонт планирования – не менее 3 лет. Отсутствует либо слабо формализована.
Принцип: наличие центров ответственности за результат. Новая методикаДействующая методика В перспективе - закрепление бюджетных услуг за ФЦБ с наделением их функциями Заказчика (в т.ч. контроля за результатом). В настоящий момент – сохранение ответственности за результат предоставления бюджетных услуг за ведомствами. Ответственность ведомств за процесс (а не результат) предоставления бюджетной услуги.
Риски перехода на новую методику РискСпособ минимизации Сокращение объема планируемых средств на выполнение бюджетных услуг по сравнению с действующей методикой. Использование в расчетах бюджета действующих обязательств факта 2004 года. Индексация на уровень инфляции. Корректировка на изменения в законодательстве.
Риски перехода на новую методику (прод.) РискСпособ минимизации Снижение качества бюджетной услуги при сохранении объема выделенных средств 1.Разработка системы мотивации на достижение результата. 2.Включение в результативные контракты значений показателей результативности и ответственности на их невыполнение.
7.5. Риски перехода на новую методику (прод.) РискСпособ минимизации Формирование кредиторской задолженности по отдельным статьям экономической классификации Внедрение двухступенчатого контроля: на этапе утверждения смет (отраслевой департамент, департамент бюджетных учреждений), на этапе заключения договоров (соглашений).