Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта
СМИ
Всё это требует модернизации школьного образования и разработки новых образовательных стандартов.
4 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ
Образовательные стандарты должны обеспечивать : единство образовательного пространства Российской Федерации ; единство образовательного пространства Российской Федерации ; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Образовательные стандарты должны обеспечивать : единство образовательного пространства Российской Федерации ; единство образовательного пространства Российской Федерации ; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. 5
6 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
8 Разработка концепций, методологических основ. Мониторинги потребностей Разработка концепций, методологических основ. Мониторинги потребностей 2006г. Этапы разработки ФГОС г.г.
г.г г.г. Разработка ведущих компонентов ФГОС (по ступеням образования ) Разработка ведущих компонентов ФГОС (по ступеням образования ) Этапы разработки ФГОС Апробация, обсуждение, экспертиза
г Разработка инструментально- методических документов, сопровождающих и обеспечивающих введение ФГОС Разработка инструментально- методических документов, сопровождающих и обеспечивающих введение ФГОС Этапы разработки ФГОС Этапы разработки ФГОС Апробация, обсуждение, экспертиза
Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно - общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно - педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно - общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно - педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно - общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно - педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно - общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно - педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. 11 Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
1. Утвержден 06 октября 2009 года ( Приказ 373 министерства образования и науки РФ ) 2. Зарегистрирован в Минюсте России от Введен в действие с 1 января 2010 года 12 Федеральный государственный стандарт начального общего образования
13 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Основная цель российского образования
Системы требований ФГОС К результатам освоения основных образовательных программ К структуре основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ
16 зафиксировано наличие частей : обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% ( п.15); определены разделы ООП ( п.16) и представлены их характеристики ( п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности ( п.19.3). зафиксировано наличие частей : обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% ( п.15); определены разделы ООП ( п.16) и представлены их характеристики ( п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности ( п.19.3). Требования к структуре основной образовательной программы:
17 Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы ( п.16.) пояснительная записка ; пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы ; программа коррекционной работы ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы ( п.16.) пояснительная записка ; пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы ; программа коррекционной работы ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к кадровым условиям реализации ООП Финансовые условия реализации ООП Материально - технические реализации ООП Информационно - образовательная среда Учебно - методическое и информационное обеспечение реализации ООП Требования к условиям реализации ООП
19 Метапредметные ПредметныеЛичностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие « компетентности к обновлению компетенций »
Личностные готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно - смысловые установки и ориентации социальные компетенции, личностные качества Метапредметные универсальные учебные действия : познавательные регулятивные коммуникативные Предметные опыт деятельности, специфической для данной предметной области система базовых или опорных знаний, основополагающих элементов научного знания универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях 20 Результаты образования
Основные результаты начального образования формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции
22 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, Умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково - символические Коммуникативные Виды УУД
25 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Критерии готовности ОУ к введению стандарта -Разработать и утвердить основные образовательные программы начального общего образования образовательного учреждения; -Привести в соответствие с требованиями ФГОС нормативную базу образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -Привести в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -Определить список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС начального общего образования; - Разработать локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
Оглянемся назад Посмотрим на себя Заглянем в будущее Л.Н. Толстой Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое. Питер Друкер
Учитель начальных классов, 1 категория МОУ Николаевская ООШ