Мифология и сказки древних славян
Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков http://aida.ucoz.ru2
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера» («народ» это одно из значений древнеславянского слова «язык») http://aida.ucoz.ru3
Иной мир воспринимался, с одной стороны, как очень далёкий и труднодостижимый (находящийся под землёй или на небе). Туда мог проникнуть только могущественный колдун, который возвращался обратно умудрённым, обучившимся магическим приёмам и приносил с собой различные чудесные предметы. А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий, часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес, болото или горы. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество прародитель http://aida.ucoz.ru4
Хозяином языческого леса был Медведь самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед http://aida.ucoz.ru5
Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу. Миф о Медведе хозяине леса и могущественном божестве сохранился в русских сказках, где героиня, попадая к нему в дом в густой чаще леса, становится его женой. А их сын Медвежье Ушко становится могучим богатырём, победителем чудовищ http://aida.ucoz.ru6
Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь это прозвище зверя, означающее «медоед»; в слове «берлога» сохранился и более древний корень «бер», т. е. «бурый» (берлога логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники всё ещё не решались произносить и слово «медведь», а называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой http://aida.ucoz.ru7
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; её рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища http://aida.ucoz.ru8
С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. К примеру, леший, считающийся хозяином леса, напоминал человека. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в лесную чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стал восприниматься враждебно http://aida.ucoz.ru9
Божествами влаги и плодородия у славян были берегини, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о полудевах- полуптицах, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв http://aida.ucoz.ru10
Позднее берегини трансформировались в русалок. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера http://aida.ucoz.ru11
БОГИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ http://aida.ucoz.ru12
Род является верховным богом, родитель всех богов и Мирозданья. В Роде объединяется все: добро, зло, любовь, ненависть, жизнь, смерть, созидание, разрушение и т.д.
Ярило Покровитель Светлых помыслов, чистого Сердца и нашего светила. Благодаря энергии Тепла и Света, что даёт нам всем Ярило-Солнце, и возможна сама жизнь на Земле. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
Еще один почитаемый древними русичами бог – Перун, повелителей молний и грома. Пожалуй, самый неукротимый славянский бог, которому поклонялись воины. Перун изображался на древних фресках в виде немолодого мужчины, обязательно с топором – символом войны. Громовержец Перун выполняет еще одну важную миссию – он рождает солнце, объезжая на своей золотой колеснице небесный свод.
Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей http://aida.ucoz.ru16
На Руси одновременно существовало, по крайней мере, четыре бога солнца: Ярило, Даждьбог, Световит и Хорс. В чем состояло их различие? http://aida.ucoz.ru17
Первое солнце - Ярило, утренняя заря. Оно связанно с началом творения, началом нового дня. Его Сварог создал первым. С него же начинается весной год, когда тает снег и расцветает зелень. С него начинается наша жизнь, юность. Следующее солнце - это Даждьбог, летнее Солнце, дающее плоды. Поэтому оно называется Дажьбог, дающий Бог. Оно освещает землю и небо. Оно связано с днём в нашей жизни. Это её зенит, это зрелость. Третье Солнце - Световит, закатное. Связано с осенью, вечером, старостью в нашей жизни, с пожинанием плодов. А четвёртое Солнце - Хорс. Ночное, зимнее Солнце, освещающее мир мёртвых, находящийся под землёй, - мир, в котором живут наши предки. Ночью же это солнце является в виде месяца, луны, чтоб своим тусклым светом освещать землю. Поэтому ночь - это время тёмных сил преисподней, так как когда у нас ночь, там начинается день http://aida.ucoz.ru18
Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме http://aida.ucoz.ru19
Книжная выставка
Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» города Шебекино Белгородской области Котлярова Котлярова Наталья Юрьевна http://aida.ucoz.ru