1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17»_декабря ____2010 г. __ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17»_декабря ____2010 г __ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко
Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов, в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения -минимальному и максимальному количеству учебных часов содержанию каждого из разделов; -соотношению частей: инвариантной и формируемой участниками образовательного процесса основной общеобразовательной программы 80/20% для первой ступени 70/30% для основной ступени 40/60% для старшей школы (проект) - организации внеурочной деятельности
3 Основная образовательная программа: нормативные основания ООП ступеней школьного образования разрабатываются ОУ самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п.5, статья 32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей (п.5.2. ст.14 Закона РФ «Об образовании»).
Таким образом, ОПП ступеней являются теми единственными официальными нормативными документами, которые становятся предметом внешнего и внутреннего контроля, оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения. 4
ФГОС начальная ступень школы ФГОС начальная ступень школы Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования учебный план начального общего образования программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
6 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы
В соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы основного общего образования Примерная основная образовательная программа основного общего образования содержит три раздела: целевой целевой содержательный содержательный организационный организационный Примерная основная образовательная программа основного общего образования содержит три раздела: целевой целевой содержательный содержательный организационный организационный
Целевой раздел Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образованияЦелевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования Целевой раздел включает:Целевой раздел включает: пояснительную запискупояснительную записку планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образованияпланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образованиясистему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образованияЦелевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования Целевой раздел включает:Целевой раздел включает: пояснительную запискупояснительную записку планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образованияпланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образованиясистему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка содержит Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образованияЦели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования Ключевые особенности реализации системно- деятельностного подхода на основной ступени общего образованияКлючевые особенности реализации системно- деятельностного подхода на основной ступени общего образования психолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развитияпсихолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развития Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образованияЦели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования Ключевые особенности реализации системно- деятельностного подхода на основной ступени общего образованияКлючевые особенности реализации системно- деятельностного подхода на основной ступени общего образования психолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развитияпсихолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развития
10 1. Пояснительная записка ООП Основные принципы разработки ООП ООО 1. ООП ООО опирается на возрастные особенности школьников и планируемые результаты в соответствии с ФГОС ОО. ЭтапыЭтапы реализации ООП ООО (условно два этапа): I этап ( 5-7 классы); II этап ( 8-9 классы).
Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы основное общее образование Система условий реализации ООП Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно- исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов, курсов Программа духовно- нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность, профориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа коррекционной работы
12 Выпускник основной школы Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства) Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды Требования к результатам освоения основной образовательной программы
13 При формировании ООП ОУ: обязано в рабочих программах курсов, предметов, дисциплин четко формулировать требования к результатам их освоения: предметным знаниям и умениям, метапредметным умениям (ключевым компетентностям) и социальному опыту (личностному развитию); обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу (индивидуальную учебную деятельность) обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов; обязано обеспечить обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся и т.д.
14 Основная образовательная программа образовательного учреждения (начальное и основное общее образование): общие подходы ОУ самостоятельно определяет способы и механизмы разработки и утверждения ООП ООО с учётом своей специфики. ООП ООО разрабатывается на период всей ступени 5-9 классы и является объектом экспертной оценки при лицензировании и государственной аккредитации в соответствии с общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО).