Роль УМК в достижении нового образовательного результата ФГОС Опыт Образовательной системы «Школа 2100» География
ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ
Какова роль учебника (УМК) ? «Учебник и весь УМК – инструмент, гарантирующий получение нужного результата» Роль учебника (УМК) – главная или второстепенная? «Настоящему учителю учебник не очень то и нужен, он и без него все сделает как надо!» Роль учебника (УМК) – главная или второстепенная?
Две стратегии использования учебника Учебник – путеводитель в страну знаний В своём дворе можно делать всё, что хочешь. В незнакомой местности лучше идти по тропе. Универсальный учебник - систематическое изложение знаний в определённой области. УМК можно использовать любыми способами при любых методиках преподавания Наши универсальные учебники на протяжении 15 лет позволяли получать новый образовательный результат. Все необходимые для этого способы и приемы работы были понятны только опытному учителю. Требования ФГОС сделали необходимым достижение нового образовательного результата. Каждый учитель должен освоить новые способы и приёмы работы с помощью учебника – путеводителя.
КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач.шк.+до и после» Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» развитие личности через культуру в деятельности УМК от д/с до старшей школы авторский коллектив © ?! Главные задачи учебников – «инструментов» для достижения нового образовательного результата: 1. Помочь самостоятельной систематизации знаний учениками – построению ими своей картины мира в виде ответов на актуальные в каждом возрасте вопросы. 2. Обеспечить учителя инструментарием для организации самостоятельной деятельности детей.
Как строился урок традиционно? СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1.Учитель проверяет Д/з Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают. 4.Ученики повторяют как поняли тему; задания по аналогии. Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратк.комментарием. 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда, называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Донести свою позицию, понять других, договориться, и сделать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания и ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния. технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какое было задание? -Справился? Правильно? Сам? -Какую ставлю себе отметку? 1. До чтения – предполагаем о чем? 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты. 3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Донести свою позицию, понять других, договориться, и сделать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов (на примере биологии) Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Биология, география Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность
Пример проблемного диалога: «География» 5 кл. +ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (сравнение фактов, нахождение отличий) РЕГУЛЯТИВНЫЕ (определение цели, оценка её достижения) + КОММУНИКАТИВНЫЕ (формулировать свое мнение и находить общее решение)
10 Поиск решения (фрагмент) - продуктивное чтение ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (определять причины и следствия, делать выводы) КОММУНИКАТИВНЫЕ (смысловое чтение: вычитывание подтекста, позиции автора)
Современные образовательные технологии в учебниках географии ОС «Школа 2100» Проектная технология РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ
Состав УМК Учебник – путеводитель по науке Рабочая тетрадь - практикум Проверочные и контрольные работы – с указанием умений, заданий на разных уровнях Методические рекомендации Диск: конструктор проблемных ситуаций, наглядность, алгоритм формирования УУД, ссылки на презентации к каждому уроку
Учебник 5 класса «Мир Земли» (авторы В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А Родыгина) - первый учебник общеземлеведческого курса Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК Мир земной тверди Мир земного воздуха
Учебник 6 класса «Наш дом - Земля» (авторы В.А. Кошевой, О.А Родыгина) - продолжение общеземлеведческого курса Раздел III. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ Земля и Вселенная Литосфера Атмосфера Гидросфера Биосфера Мир географических систем
Учебник 7 класса «Земля – планета людей» (авторы И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович) Курс страноведения Единица рассмотрения – страна Знакомство с природой, населением и хозяйством страны Народы мира. Книга для чтения по географии.
Учебник 8 класса «Моя Россия» (авторы Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина) Курс физической географии России Не только анализ компонентов природы, но и связь природы, населения и хозяйства Идея устойчивого развития Население Раздел I. ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ Раздел II. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВА РОССИИ Раздел III. «ПРИРОДА – НАСЕЛЕНИЕ – ХОЗЯЙСТВО» – ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Раздел IV. ПРИРОДА РОССИИ Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр Климат и климатические ресурсы Воды суши и водные ресурсы Почвы и почвенно-земельные ресурсы Живая природа. Биологические ресурсы Раздел V. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Раздел VI. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНАЛЬНЫЕ И АЗОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Раздел VII. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ: СКОЛЬКО НАС? КАКИЕ МЫ?
Учебник 9 класса «Моя Россия» (авторы Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина) Курс экономической географии России Подробный анализ районов России с особым вниманием к своему району Идея устойчивого развития Население Раздел VIII. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ Раздел IX. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ Европейский Север Европейский Северо-Запад Центральная Россия Европейский Юг Поволжье Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Раздел X. РОССИЯ НА ПОРОГЕ ВСЕОБЩЕЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Как узнать подробнее? УМЦ «Школа 2100» Сайт: Издательство «БАЛАСC» Тел. 8 – 495 – Эл.почта