ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
2 КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС 2009–2012 гг. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности
Предметные результаты знания умения опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересы мотивации толерантность ФГОС (2008–09): НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье Что о цели говорят родители?
Образовательная система «Школа 2100» Учебно-методический комплекс «Школа России» 5
С
7 «Школа 2100» – взгляд со стороны 2005 г.: Из заключения Российской академии образования ( ) «…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» – лауреат премии Правительства РФ в области образования «За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию»
Личностно ориентированные принципы Культурно ориентированные принципы Деятельностно ориентированные принципы Принцип минимакса Основополагающие дидактические принципы ОС «Школа 2100»
Минимакс – принцип работы с содержанием учебного материала. Материалы учебника и учитель дают возможность ученику, если он захочет, взять материал по максимуму (в учебнике для этого есть избыточные знания и избыточные задания). Минимум содержания (гос. стандарт и требования программы) должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепления и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы. 11
Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: от «ментора-наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = решение задач, самоорганизация Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = коммуникации Технология оценки учебных успехов (контроль результатов) = саморегуляция
Цель «Школы 2100» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» Программные документы 1995–1998 гг.
Принцип преемственности Принцип творчества Принцип дифференциации и индивидуализации обучения Принцип деятельности Принцип целостного представления о мире Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Основополагающие дидактические принципы УМК «Школа России»
Ориентация содержания и структуры учебника и всех компонентов УМК на основные этапы урока мотивационный работа с информацией проблемный аналитический рефлексивный
позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования; сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации; наиболее востребованный в России и понятный учителю. УМК «Школа России»:
18