Развитие общеобразовательных учреждений города в условиях внедрения образовательных стандартов
Три группы требований ФГОС, соответствующие критериям опережающего развития: к структуре образовательных программ, к условиям реализации этих образовательных программ к результатам их освоения.
Модель выпускника начальной школы по новому стандарту выглядит так: Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Из высказываний И. Реморенко… Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. «от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов»
Из структуры стандарта… … В его основе лежат базовые национальные ценности российского общества: Патриотизм, Социальная солидарность, Гражданственность, Семья, Здоровье, Труд и творчество, Наука, Традиционные религии России, Искусство и литература, Природа, Человечество.
Требования… Сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно- методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия) и финансовым ресурсам (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда). Она включает в себя базисный учебный план; примерные программы учебных предметов; остальные примерные программы в соответствии со стандартом.
Риски, связанные с введением новых государственных образовательных стандартов !!! !!! Школы не стремятся к достижению установленных требований, а пытаются обосновать причины их не достижения
Составляющие подготовительной работы… Для того чтобы успешно осуществить повсеместное внедрение новых Стандартов каждое образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу начального общего образования, определить способы реализации внеурочного компонента, а также модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
Составляющие подготовительной работы… Наряду с разработкой образовательных программ, одним из главных этапов подготовки к переходу для каждого образовательного учреждения города станет работа по определению оптимальной потребности для обеспечения условий реализации Стандарта, выстроенной на основе анализа учебно-дидактических и материальных ресурсов школы. в течение учебного года предстоит спланировать и осуществить инвентаризацию и оснащение образовательной среды школ города в соответствии с требованиями ФГОС.
Составляющие подготовительной работы… Особое внимание необходимо в наступающем учебном году уделить вопросу повышения квалификации учителей начальной школы и руководителей образовательных учреждений. Задача школы в этих условиях– спланировать и организовать обучение учителей начальных классов.
Составляющие подготовительной работы… После принятия на уровне города примерной образовательной программы школа на ее основе разрабатывает свою программу. Необходимо будет также привести нормативную базу в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.); должностные инструкции работников образовательного учреждения; список учебников и учебных пособий, разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения стандарта и многое другое.