Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
О «старом» и новом стандартах ГОС – 2004г. ФГОС – второго поколения
Основное назначение ГОС – 2004г. сохранить единое базовое ядро образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к уровню подготовки выпускников
Устарел ли ГОС – 2004г.? ГОС – 2004г. – носил переходный характер
Принципиальные отличия стандартов: 1) ФГОС - формируется на основе требований государства, общества и семьи к результатам образования и отвечает на запросы конкретных потребителей Образование – сфера услуг
Стандарт как общественный договор ФГОС – как конвенциональные нормы, обеспечивающие баланс интересов личности, семьи, общества и государства
Стандарт как общественный договор Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …
2) Методологическая основа стандартов: ГОС – 2004г. Ассоциативно- рефлекторный подход: Восприятие – осмысление – запоминание – применение - обобщение ФГОС Системно- деятельностный подход
Как отражены в ФГОС основные положения деятельностного подхода? В определении целей образования Определяют требования к содержанию учебных программ Обуславливают требования к организации процесса обучения
Цель общего образования: т.е. требования к результатам – освоение учащимися обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)
Содержание учебных программ В содержание закладывается «фундаментальное ядро» - свод основных идей, обеспечивающих современные знания Учебные программы должны предусматривать формирование универсальных учебных действий (УУД)
Организация обучения Переход от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации, созданию индивидуальных образовательных траекторий Организация таких форм сотрудничества, где была бы востребована активность ученика
3) Новая структура стандарта Требования к структуре основных общеобразовательных программ; Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам общего образования); Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
планируемые и достигаемые результаты организация и содержание ресурсы и условия реализуемые результаты Т1 К структуре образо- вательных программ Т2 К результатам освоения образовательных программ Т3 К условиям реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований
Т1 - Требования к структуре основных общеобразовательных программ указания на состав образовательных программ рамочное описание их базовых компонентов требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
Структура основных общеобразовательных программ пояснительная записка ; цели образования для каждой ступени общего образования ; базисный образовательный план ; фундаментальное ядро содержания общего образования ; примерные программы по отдельным учебным предметам ; программа формирования универсальных учебных действий ; система оценки учебных достижений обучающихся ; программа воспитания и социализации учащихся, включающая систему внеучебной деятельности и работу с семьей и общественностью
Внимание ! в начальной и основной школе инвариантная и вариативная части должны составлять 65 и 35% соответственно в средней школе соотношение инвариантной и вариативной части должно составлять 35% и 65% соответственно
Базисный образовательный план: определяет состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам выступает в качестве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финансирования
Система оценки учебных достижений обучающихся фиксирует основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии и процедуры оценивания, состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения.
Т2 - Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание целевых установок общего образования характеризуют планируемые результаты общего образования (предметные, метапредметные, личностные)
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – это: основа для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования важный фактор аттестации работников системы общего образования основа для аккредитации учреждений общего образования критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников система научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения
Т3 - Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности условий (кадровых, финансовых, материально- технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ
Оценка достижения требований стандарта Модель адекватности отражения потребностей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта; Модель системы оценки условий реализации основных общеобразовательных программ; Модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.
Когда планируется введение ФГОС? уч.год - начальная школа уч.год – основная школа уч.год – старшая школа
Как часто планируется обновлять стандарты? «Содержание стандарта планируется обновлять каждые пять лет»