Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Стандарт создан для ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: учеников, учителей, родителей, администрации ОУ, управленцев ВСЕХ уровней, финансистов ВСЕХ уровней, снабженцев ВСЕХ уровней.
Переход на компетентностную модель образования «Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы». Системно-деятельностный подход Не только передача ученикам знаний и опыта, но и организация их самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД) Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные. Например, к регулятивным УУД можно отнести: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
УУД формируются с помощью «Формирование универсальных учебных действий» «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Учитель должен специально отслеживать формирование УУД на каждом предмете Учебных предметовМетапредметных программ
обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание письменных сообщений, создание графических объектов, создание музыкальных и звуковых сообщений, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск и организация хранения информации, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, моделирование, проектирование и управление); «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Объединяет в себе все программные документы ОУ Является документальной основой деятельности всего ОУ в текущем учебном году Связывает все процессы, происходящие в ОУ в единый образовательный комплекс
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценивания ЦелевойСодержательный Программа развития УУД Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы Организационный Учебный план Система условий реализации ООП Разделы
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Результаты освоения не учебных предметов, но ВСЕГО КОМПЛЕКСА ООП Личностностные Метапредметные Предметные Не оцениваются, а только фиксируются Оцениваются
Личностные результаты готовность и способность к саморазвитию и самоопределению; сформированность мотивации к обучению; система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловые установи, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Стандарт ориентирован на «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ» любящий свой край и своё Отечество; нравственный; умеющий учиться; социально активный; умеющий общаться; здоровый; ориентирующийся в мире профессий. Это должен быть человек:
Принцип минимакса: даем знания по максимуму, спрашиваем по минимуму. «Ученик научится»: «Ученик получит возможность научиться»: Метапредметные и предметные планируемые результаты разбиваются на две группы: Обязательно для освоения Не обязательно для освоения
Метапредметные результаты освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; способность их использования в практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты (по образовательным областям): 1. Филология Русский язык. Литература Иностранный язык 2. Общественно-научные предметы История России Всеобщая история Обществознание География 3. Математика и информатика 4. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5. Естественнонаучные предметы Физика Биология Химия 6. Искусство Изобразительное искусство Музыка 7. Технология 8. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
Трехсоставный учебный план Двухсоставный учебный план Федеральный компонент Региональный компонент Компонент ОУ Требования стандарта (70 %) Часть, формируемая участниками образовательного процесса (30 %) Учебный план
Рабочая программа по предмету, курсу Обязательные предметы по БУП Дополнительные предметы и курсы (обязательные, элективные, факультативные) Интегративные курсы Курсы в рамках внеурочной деятельности ОУ Все рабочие программы составляются учителем с учетом конкретных условий (особенностей): региона (района), конкретных учеников, образовательного учреждения, материально-технической базы. Все рабочие программы составляются учителем на основе «Примерных программ по предметам»
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1.пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели ООО с учётом специфики учебного предмета (из стандартов и примерных программ); 2.общую характеристику учебного предмета, курса (из стандартов и примерных программ); 3.описание места учебного предмета, курса в учебном плане (вместе с завучем); 4.личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (из примерных программ и + «свое»); 5.содержание учебного предмета, курса (из стандартов и примерных программ); 6.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (из примерных программ и + «свое»); 7.описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (что есть в ОУ на данный учебный год); 8.планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (из стандартов и примерных программ).
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования Кадровые Финансовые Материально-технические Информационно-методические Психолого-педагогические Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды: 1. Обеспечивающей высокое качество образования. 2. Гарантирующей охрану здоровья обучающихся. 3. Преемственной по отношению к начальному образованию.
Критерии готовности ОУ к реализации ФГОС ООО разработана и утверждена основная образовательная программа осуществлено повышение квалификации педагогических работников учреждения по проблеме реализации нового образовательного стандарта разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС ООО Устав образовательного учреждения, его локальные акты (положения, инструкции и т.д.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО определен список учебников и учебных пособий разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ определена оптимальная модель организации внеурочной деятельности обеспечены необходимые материально-технические условия создана информационно-образовательная среда