В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
При переходе от стандарта I-го к стандарту II-го поколения (общее среднее образование) существенно изменяются приоритеты: наряду с предметной подготовкой (предметные знания) важное значение имеют надпредметные (метапредметные) компетенции и личностные образовательные результаты. Надпредметные результаты – это компетенции, характеризующие деятельностные способности человека.
Метапредметные образовательные результаты Начальная школа Основная школа Умение учиться Учебная грамотность Учебное Коммуникативная сотрудничество грамотность Умение работать Информационная с информационными грамотность текстами
Для основной школы Учебная грамотность представлена тремя группами показателей: Готовность к постановке новых учебно- познавательных задач и проблем, Готовность к решению новых учебно- познавательных задач и проблем, Контрольно-оценочная самостоятельность; Коммуникативная грамотность представлена следующими группами показателей: Готовность действовать совместно с другими, Понимание точки зрения, отличной от собственной, Готовность к координации разных точек зрения;
Личностные образовательные результаты Построение (ответственное) личной жизненной траектории (инициативность –самостоятельность); социальное (моральное) поведение и социальный интеллект; здоровье и безопасность
Изменился стандарт – принципиально изменилась система психолого-педагогических условий, обеспечивающих их реализацию: они жестко заданы содержанием и требованиями стандарта общего образования.
I-ый важный вывод: организация и формирование различных форм учебной деятельности – главная цель реализации ООП на всех периодах школьного детства. На этой основе м.б. достигнута «Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию ООП» (п.28. Приказ от г.)
II-ый важный вывод: – принципиальное значение приобретает новая по существу психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров:
Во-первых, это – подготовка нового учителя, способного проектировать и выполнять различную по содержанию и форме учебную деятельность. Способного строить, сопровождать и развивать совместную деятельность взрослого и детей, самих детей, т.е. разворачивать во всей полноте совместно- распределенную деятельность.
Во-вторых, это – подготовка нового педагога-психолога, способного обеспечить: «…Вариативность психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)».
«…Дифференциацию и индивидуализацию обучения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья» (п.28. Приказ г.)
В-третьих, это – системная психолого-педагогическая подготовка современных руководителей образовательных учреждений, адресное просвещение родителей: «… Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей ( законных представителей обучающихся)»;
«… Формирование (у всех участников образовательного процесса) коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений ученического самоуправления»; «… Диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой уровень, уровень учреждения) (п.28. Приказ от г.)
Разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого- педагогическое образование (050400)» – это системная по содержанию и формам подготовка педагогических кадров, отвечающая требованиям системно- деятельностного подхода. Стандарт ФГОС ВПО методологически сопряжен с новым стандартом общего образования.
В рамках направления «Психолого- педагогическое образование» специально предусмотрено 9-ть согласованных профилей бакалавриата. Среди них: Психология образования Психология и педагогика дошкольного образования Психология и педагогика начального образования
Психология и педагогика инклюзивного образования Психология и педагогика образования одаренных детей Специальная психология и педагогика
Принцип 1: Качественное (не количественное) изменение соотношения фундаментальной и практической подготовки педагогических кадров способных обеспечить психолого- педагогические условия реализации ООП.
Примечание: освоение методов и средств деятельностного образования: организация обучения по типу профессиональной деятельности (через систему профессиональных задач и выполнение профессиональных действий); целевая психологическая подготовка педагогических кадров ( не увеличение аудиторной нагрузки, а системное освоение средств и методов работы с различными категориями детей).
Принцип 2: Коренное изменение системы практической подготовки педагогических кадров для реализации системы психолого- педагогических условий Примечание: формирование баз практик как СЕТИ стажировочных площадок по основным профилям подготовки; введение новых моделей финансирования педагогической практики.
Принцип 3: Создание новой системы оценки и контроля качества подготовки педагогических кадров. Примечание: оценка развития деятельностных компетенций педагога; оценка эффективности деятельности учителя по образовательным результатам учащихся.
Принцип 4: Система психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию ООП, определяет формат по существу «новой» школы: от школы усвоения к школе социализации и построения знаний.
Примечание: - школа, ориентированная на индивидуализацию обучения; - школа, основанная на формировании и развитии разновозрастных детско-взрослых сообществ; - школа, действующая по принципу «деятельностной мастерской ( в т.ч. как база практики)».
– школа как новый тип школьно- университетского партнерства, основанного на принципах деятельностного образования; («школа – ВУЗ» – «дорога с двусторонним движением»)
Предложения: 1. Разработать и утвердить типовую примерную программу психолого- педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на новые ФГОС. 2. Разработать и рекомендовать методику расчета бюджетного задания на психолого- педагогическое сопровождение основных образовательных программ (в пределах норматива бюджетных средств, выделенных на обучающегося).
3. Утвердить типовые программы повышения квалификации педагогов и педагогов- психологов при переходе на ФГОС НОО. 4. Рассмотреть концепцию оценки эффективности психолого- педагогического сопровождения основных образовательных программ на основе сформированности метапредметных и личностных результатов обучающихся. 5. Разработать и утвердить стандарт качества оказания психолого- педагогических услуг в образовательных учреждениях.