Презентация элективного курса «Игровая деятельность старшеклассников» (или «Игры – не игрушки») Подготовила: учитель Подготовила: учитель физической культуры физической культуры высшей категории высшей категории МОУ СОШ 3 МОУ СОШ 3 им. В.Н.Щёголева ЗАТО Светлый им. В.Н.Щёголева ЗАТО Светлый Ланина Виктория Дайнисовна Ланина Виктория Дайнисовна Декабрь 2008 год
«Дети учатся лучше, и в тысячу раз успешнее, и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала» если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала» Питер Клайн
Пояснительная записка На современном этапе общественного развития главенствующее значение приобретают формирование физически здоровой, социально активной и гармонически развитой личности. В связи с новыми задачами школы, в свете реализации Концепции модернизации российского образования актуальными становятся программы элективных курсов в рамках профильной подготовки.
Программа курса предназначена для классов общеобразовательной школы и характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников научно-обоснованного мировоззрения, связанного с культурой человека, а также с системой знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями игрового характера. Концепция курса – идея изучения спроса и удовлетворения личной потребности человека, потребности, принявшей специфическую форму в соответствии с физической культурой личности.
Особенности курса Акцент на формирование научно-обоснованного мировоззрения, связанного с культурой тела человека Ярко выражен мотивационный компонент (желание быть в гармонии духа и тела побуждает к активной теоретической и практической деятельности) Программный материал разработан на основе вариантной части общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры Игровой вид Многообразие предлагаемых знаний, средств и форм физкультурной деятельности Ярко выражен информационный компонент Организация содержания курса по разделам, соотносящимся с системными компонентами физической деятельности: «Основы знаний», «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенство»
Цель курса – формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни
Задачи курса Пропаганда общественной, личной значимости и полезности физкультурной деятельности Создание программы реализации личности Всестороннее развитие форм тела и функций организма человека, направленное на развитие физической культуры личности Создание с помощью маркетинга благоприятное для себя общественное мнение, формирование своего положительного образа Расширение представлений о двигательных возможностях организма, познание закономерности движений и таким образом осуществление связи между умственным образованием и физическим воспитанием
Основные принципы Научная обоснованность содержания Доступность для учащихся Строгая индивидуальность нагрузки Профильная направленность интересов учащихся Принцип интеграции знаний Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека Принцип красоты и эстетической целесообразности
Требования к уровню подготовки выпускников курса Знать/понимать: Влияние спортивно-оздоровительных систем на укрепление здоровья Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности Правила организации и проведения комплексов различных видов тренировки; знать принципы спортивной тренировки Уметь: Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной гимнастики Владеть приёмами самоконтроля за состоянием своего здоровья Выполнять простейшие приёмы самомассажа и восстановления организма
Виды контроля деятельности учащихся Предварительный: проводится в начале года Текущий: проводится на каждом занятии самими учащимися (самоконтроль) и учителем (определяется реакция организма на нагрузку после занятия) Оперативный: проводится учителем при возникшей необходимости (пульс, самочувствие, давление) Этапный: служит для получения информации о тренировочном эффекте за четверть Итоговый: проводится в конце учебного года
Критерии контроля Оценивание: По основам знаний (глубина знаний, аргументированность их изложения, умение использовать знания на практике) По технике владения двигательными действиями По способам определять физкультурно-оздоровительную деятельность (полный и разнообразный комплекс упражнений, самостоятельность организации мест занятий, подбор инвентаря, контроль хода и оценка действия) По уровню физической подготовленности (реальный сдвиг в показателях физической подготовленности за определённый период времени) Итоговая оценка суммируется за все 4 направления Система оценки достижения учащихся - зачётная
Курс рассчитан на 34 часа. Направлен: На воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью На овладение различных видов игр Развитие двигательных способностей, воспитание гибкости, совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем На формирование компетентности в физкультурно- оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями со специальной направленностью На освоение системы знаний об использовании занятий аэробики для ведения здорового образа жизни, сохранение творческого долголетия, для подготовки к профессиональной деятельности
Учебно – тематический план п/п п/п Учебные разделы, темы Количество часов урока урока I. Теоретический компонент 4 1. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений Системы спортивных игр, цель, задачи, виды 0,5 1, 2, Положительное влияние занятий спортивными играми на генетические программы ребёнка, состояние его здоровья 0,2 4, Специфика содержания и направленности современных видов спортивных игр 0,2 6, 18, Принципы оздоровительной тренировки 0,1 7, 8, Влияние двигательной активности на функциональный статус здоровья Мониторинг здоровья 0,5 10, 11, Адаптация организма к физической нагрузке 0,1 9, Статистические и динамические виды физических упражнений 0,2 13, 29, Самоконтроль состояния здоровья 0,2 12, 26, Основы воспитания физических качеств Сила, гибкость, выносливость – формула здоровья 0,5 15, 16, Средства развития физических качеств 0,1 17, 19, Методические рекомендации развития физических качеств 0,1 14, Тест-упражнения0,2 27, 30
п/п п/п Учебные разделы, темы Количество часов урока урока II. Способы физкультурной деятельности 4 1. Планирование групповых занятий, инвентарь, место занятий Отбор и составление различных видов спортивных упражнений 0,5 2, 3, 4, 18, 26, 27, Индивидуальное планирование оздоровительной подготовки, выполнение требований безопасности физических упражнений 0,5 5, 6, 7, 8, 15, 20, 21, 29, Диагностика функционального состояния организма по функциональным пробам Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей 0,1 1, 12, 22, 23, 31, Расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Рубье, Летунова 0,5 9, 10, 11, Жизненная ёмкость лёгких и возможность её увеличения 0,4 13, 14, 19, Измерение и оценка индивидуальной работоспособности и физического развития Определение влияния занятий баскетболом на динамику физической работоспособности и физического развития (по показателям функциональной пробы PWC/170) 16, 17
п/п п/п Учебные разделы, темы Количество часов урока урока III. Физическое совершенствование Специальная физическая подготовка Базовая физическая подготовка 10 1, 2, 3, 4, 23, 24, 28, 29, Спортивные игры - основа 5 9, 25, 26, 31, Спортивные соревнования (баскетбол) 1 10, Спортивные соревнования (волейбол) 1 12, 13, Двигательные действия и физические упражнения прикладной ориентации Кроссовый бег 0,5 14, Многоскоки0,5 16, Комплексы упражнений динамического и статистического характера с отягощением и без отягощения на основные группы мышц плечевого пояса, мышц спины, мышц брюшного пресса, передней и задней поверхности бедра, мышцы стопы 1 18, 20, 21, 22
п/п п/п Учебные разделы, темы Количество часов урока урока 3. Двигательные действия и физические упражнения 2 3.1Скоростно-силовые1 5, 6 3.2Гибкость1 7, Двигательные действия, сопряжённые с совершенствованием основных физических процессов: - внимание - память (выбор места) - скорость реакции в защите и нападении 0,10,80, Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических качеств (ведение мяча, обводка стоек, бросок) Тест 1. Тактические действия в защите и нападении 0, Тест 2. Координация / кувырок вперёд; перешагивание через гимнастическую палку; челночный бег 10х5м 0, Тест 3. Сила / сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; «пистолетик», «Пресс» 134
Материально-техническое обеспечение: Спортивный зал Гимнастическая скамейка Гимнастическая лестница ТСО – аудио-магнитофон Гантели (вес 1,5кг; 2,5 кг) Степ-платформа (индивидуальная) Эспандер (индивидуальный) Скакалка (индивидуальная) Гимнастическая палка (индивидуальная) Резиновый жгут-амортизатор (индивидуальный)
Литература: 1.Сборник нормативных документов. Физическая культура /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2007, -103, [9]с. 2.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие / сост. Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 480с. 3.Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе /сост. В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2003 – 176с. 4.Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях игровыми видами спорта, - Физическое воспитание в школе / В: Учитель, 2008 – 379с.