Открытие ресурсного центра КОИРО на базе МОУ лицея 18 областной семинар руководителей общеобразовательных учреждений
ФГОС второго поколения: системно-деятельностный подход как главное условие для достижения современных результатов образования Ирина Александровна Теличко, директор МОУ лицея 18
Нет ничего практичнее хорошей теории! наукоёмкая технология обучения, основанная на системно – деятельностном подходе
План доклада 1) Почему новый стандарт называется стандартом второго поколения? 2) Что нового в новом стандарте? 3) Что такое система «трёх Т»? 4) Почему Основная образовательная программа является главным объектом стандартизации? 5) Как в новом стандарте определяются образовательные результаты школы? 6) Существует ли способ достижения метапредметных результатов обучения? 7) Что такое системно-деятельностный подход?
Почему новый стандарт называется стандартом второго поколения? -Что является стандартом первого поколения? -Стандарт 2004 года - «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования»: обязательный минимум максимальный объем учебной нагрузки требования к уровню подготовки выпускников федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения
Был ли образовательный стандарт до 2004 года? Базисный учебный план 1998 года Двенадцать учебных планов Учебники и соответствующие им авторские учебные программы
Многие цели стандарта 2004 года выполнены переход к 4-летнему начальному образованию введено профильное обучение приоритетность личностно- ориентированного подхода ценности гражданского общества и правового демократического государства вариативность и свобода выбора для всех субъектов образовательного процесса комплексная информатизация образовательного процесса
Невыполненные цели стандарта 2004 года устранение перегрузок, подрывающих физическое и психическое здоровье детей учёт возрастных закономерностей развития учащихся, их особенностей и возможностей на каждой ступени образования обеспечение деятельностного характера образования формирование ключевых компетенций
Возрастной подход в формировании стандарта ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования ФГОС среднего (полного) общего образования
Стандарт второго поколения названы основные предметы и области знаний отсутствует строгая регламентации учебного содержания сформулированы результаты образования в характеристиках способов действия введён новый предмет – «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Что такое система «трёх Т»? Т ребования к результатам освоения ООП Т ребования к структуре ООП Т ребования к условиям реализации ООП
Требования к условиям кадровые, финансовые, материально-технические и др. условия школьная инфраструктура - то, что задаёт движение к новым целям деятельность функциональных систем и служб
ФГОС второго поколения даёт новые возможности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности - спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов
Основная образовательная программа начальной школы- главный объект стандартизации Является свободной формой гражданского договора о целях, задачах и основных способах организации начального общего образования между обществом (т.е. родителями) и образованием (т.е. педагогическим коллективом начальной школы) Регламентирует кадровые, финансовые, материально-технические условия Гарантирует достижение планируемых результатов
Как в новом стандарте определяются образовательные результаты школы? Три группы результатов: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
Метапредметные результаты Универсальные учебные действия: регулятивные познавательные коммуникативные Умение учиться
Новый стандарт требует от начальной школы новой педагогической практики
Некоторые показатели УУД Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона…
Способ достижения метапредметных результатов обучения - Образовательная технология, основанная на системно-деятельностном подходе
Два взгляда на образовательный процесс Системно- деятельностный подход Сохранение в образовательном процессе системы деятельности Компетентностный подход Достижение компетентностных (метапредметных) результатов
Системно-деятельностная педагогика Принцип субъектности Принцип предметности Учёт в образовательной технологии компонентов системы деятельности: -мотивация -определение цели -внутренний план действий -контроль -оценка
Системно-деятельностная технология - учителям региона Курсовая подготовка в системе КОИРО Тьюторское сопровождение новой педагогической практики
Ю.А. Конаржевский: Современная ситуация требует от человека гибкого мышления, способности к быстрой переориентации, к отказу от догм и привычных представлений, восприятия нового, нетрадиционного, принятия творческих, нестандартных решений. Достигать этого без освоения развивающей технологии – значит совершенствовать керосиновую лампу, отчего она никогда электрической не станет.
Благодарим за внимание!