Номинации – «Проекты в обучении» и «Управленческие инновации. Индивидуальные траектории»: Возможности экспертной работы по проведению стратегического аудита в ВУЗе и средней общеобразовательной школе Авторы проектов: ученик 8 класса «Г» гимназии 1748 «Вертикаль» Румянцев В.В., ученица 7 «Б» класса ГОУ СОШ 356 Румянцева С.В., руководство – профессор МИГСУ, д.э.н. Румянцева Е.Е. 1
Цели и содержание проекта Проект по формированию экспертного стратегически-ориентированного экономического мышления у студентов и школьников. Задачи проекта – проанализировать стратегические приоритеты развития российских компаний и выявить наиболее популярные методы их количественного обоснования. 2
Стратегический менеджмент как перспективная учебная дисциплина и резерв роста российского предпринимательского сообщества Многие российские компании недоиспользуют внутренние резервы устойчивого развития и роста из-за недостаточной интеллектуализации бизнеса. Один из таких интеллектуальных резервов наряду с финансовым менеджментом и инвестиционным проектированием – стратегический менеджмент российских товаропроизводителей, подразделяемый на процесс разработки реалистичных и научно обоснованных стратегий и их реализацию(включая стратегический аудит). 3
Целесообразность развития экспертно-аналитической работы как сути стратегического аудита Процесс образования в области стратегического менеджмента базируется на связи разработанных теоретических подходов, ряд из которых в силу недостаточной зрелости данного направления, не применим на практике и основан на умозаключениях авторов новаторских подходов, которые впоследствии будут заменены более полными и конкретизированными по своим методам. На практике же ведущие российские компании используют зарубежные методики разработки своих стратегий, не учитывая ряд важнейших теоретических наработок. В связи с этим в рамках изучения методов и приемов современного стратегического менеджмента 150 студентов ВГНА Министерства финансов России выявляли прикладные количественные методы, фактически используемые российскими компаниями при разработке стратегий, а также осуществляли всестороннюю экспертизу. 4
Результаты студенческой работы стандартизированы подходы к разработке стратегий роста по существу; выявлены пробелы образовательной деятельности в преподавании ряда дисциплин, где методы количественного и качественного анализа, методологии рассматривались недостаточно полно или вообще опускались; обеспечен индивидуальный формат работы с каждым студентом в условиях ведения дисциплины на потоке в 150 человек и осуществлена более точная и перспективная для целей их прикладного использования передача знаний; идентифицированы интеллектуальные возможности и рамки данного перспективного вида работы со студентами-квалифицированными экспертами (под патронажем педагога, обладающего систематизированными навыками профессиональной научно- прикладной деятельности) в рамках развития активных форм проведения учебных занятий. 5
Эксперимент участия школьников в перспективной экспертно- аналитической работе по проведению стратегического аудита на микроуровне В современной российской школе не формируется пока основа национального предпринимательского потенциала на строго научной основе, созданной в мировой и российской экономической мысли. Стратегическое экономическое мышление как составляющая процессов длительного и адекватного психологии школьника формирования гибкого экономического-предпринимательского, ориентированного на успешность мышления также не закладывается, не развивается, хотя школьники с первого класса заинтересованы изучать с удовольствием многие вопросы, связанные с их экономическими и личностными (межличностными) интересами. В связи с наличием 150 разных по качеству и по содержанию студенческих работ перед двумя школьниками (братом и сестрой) была поставлена задача осуществить выборку из этих работ наиболее примечательных фрагментов и подготовить на этой основе предметный, научно ориентированный ОБЗОР. 6
Результаты эксперимента проверки возможностей задействования накопленного интеллектуального потенциала двух школьников в данной аналитической работе – в течение июня 2012 г. подготовлена рукопись, опубликованная в июле 2012 г. в ВГНА при Минфине РФ, и сделан вывод о необходимости внедрения в российских школах ориентированных на практику занятий по экономике в соответствии с их интеллектуальными возможностями и никем не контролируемыми по существу потребностями 7