Школьные службы примирения. Ситуация в школе В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьные службы примирения. Ситуация в школе В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания.
Advertisements

В соответствии с Планом реализации Национальной стратегии действий в интересах детей во всех образовательных учреждениях (распоряжение Правительства РФ.
Школьные службы примирения Коновалов Антон. В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д.,
Школьная служба примирения. Ситуация в школе В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания.
Школьные службы примирения Коновалов Антон. В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д.,
Организация службы медиации в образовательной среде.
Службы примирения и КДНиЗП. Три парадигмы Карательная (наказание) Реабилитационная (социальных услуг) Восстановительная.
КГБОУ ДПО АКИПКРО Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Бригантина» Воспитательный.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
Школьные службы примирения. Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ЮГО-ЗАПАДЕ.
Школьные службы примирения. Организация диалога, направленного на примирение.
Фуражкова О.А. -ЗДСВ. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания.
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
Создание школьной службы примирения. Конфликт – выраженное нарушение партнерских взаимоотношений. В конфликте всегда присутствует противостояние и взаимная.
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ». Конфликт – разногласия в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
Применение восстановительных технологий в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций, профилактике правонарушений.
СТАНДАРТЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией Восстановительной медиации 17марта 2009г.
Транксрипт:

Школьные службы примирения

Ситуация в школе В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Ситуация в школе Для большинства подростков в школе главными являются не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д. Школа мало помогает освоению детьми цивилизованных навыков коммуникации в сложных и напряженных ситуациях, культурных форм повышения авторитета.

Ситуация в школе Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия. Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.

Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так и пострадавшего. Особенно, если они вынуждены продолжать встречаться дальше (в школе, училище, общежитии и т.п.) Даже если это не квалифицируется как правонарушение.

Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации? Административно-карательный Направление к психологу/социальному педагогу Стрелки Передача в органы детского самоуправления Отсутствие реагирования - скрытые конфликты

Учителя Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем случае избежать, скрыть. Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием).

Административно-карательный вызов к директору, вызов на педсовет, вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей

Стрелки Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы

Скрытые (многолетние) конфликты Групповое давление, отвержение, бойкот. Замыкание в себе.

Направление к психологу Школьники говорили нам, что окружающие ребята начинают относиться как к «психам», Часто визит к психологу воспринимается как нечто вынужденное и непонятное или как игра.

Органы школьного самоуправления В большинстве случаев повторяют педсовет или заседание КДН, поскольку другой модели подростки не видели. Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности

Школьные инспектора Ставят целью выявление и постановку на учет В результате то, что могло решаться между участниками (или с использованием педагогических методов) порой становится поводом для формального процесса и еще большего разобщения или клеймения людей.

Уполномоченные по правам участников образовательного процесса Имеют инструменты в случае нарушения прав, но не имеют средств работы с конфликтами.

Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение При этом часто используют: власть и административное давление (взрослые), физическую силу (дети на «стрелках»), психологическое давление манипуляцию

Восстановительный способ в школе Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами: Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; Самим найти устраивающие всех решения; Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.

Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно? Это очень трудно. Поэтому им нужен Нейтральный посредник (Медиатор)

Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и групповое принятие решений

Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда Восстановительные действия Примирительная встреча (встреча по заглаживанию вреда) Ситуация жертвы Ситуация правонарушителя Индивидуальные встречи Ведущий (медиатор) Диалог

Участники криминальной или конфликтной ситуации Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Восстановительные действия и совместная выработка решения медиатор «Лестница» восстановительной медиации

медиатор В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог Не судит, не защищает, не поучает и т.п. Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.

Понятие ответственности Ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к которым привело правонарушение и как исправление причиненного вреда самим обидчиком. Поэтому медиатор поддерживает ответственное поведение участников встречи.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Медиация ровесников В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками. Взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами».

Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, тем лучше.

Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы.

Служба примирения Служба примирения - организационная форма, в которой определено: откуда поступает информация о конфликтах, кто и где проводит встречи, как реагирует администрация в случае примирения сторон, как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу, какая будет документация и т.д.

Школьная служба примирения Взросло-детская команда Цель - улучшение отношений в школе и поддержка воспитания Решение ситуаций взаимоотношений между людьми Обсуждение ценностей

Задача службы - сделать так, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения.

Конечно, всегда есть ситуации, где нужно вмешательство правоохранительных органов, где нужна помощь психолога или педагога. НО ВОПРОС В ТОМ: ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ЛИ МЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВОЗМОЖНОСТЬ САМИМ ЛЮДЯМ РЕШИТЬ СВОЮ СИТУАЦИЮ?

Служба примирения Примерно 6-10 человек и взрослый куратор. Служба: проводит примирительные встречи, участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия. Информация о конфликтах от учителей и из администрации школы Личные обращения в службу от взрослых подростков. Информация из «ящика обращений» Конфликты подростков, о которых стало известно самим ведущим. Презентации перед учителями, родителями и администрацией. Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди школьников Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом Проведение тренингов. ВЗРОСЛЫЕШКОЛЬНИКИ

Возможные варианты неприятия школой идеи службы примирения На практике выражается, например, в том, что педагоги и администраторы не передают информацию, а решают все привычными способами. Или превращением службы в клуб общения, периодический тренинг вместо проведения медиаций.

СТРАНЫ, ГДЕ ЕСТЬ ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ Школьная медиация существует в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии, Италии, Румынии, Польше, Турции, Германии, Южной Африке, Франции, Украине, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и других странах (порядка 70 стран)

Мировые тенденции школьной медиации Взрослые проводят медиацию и другие программы, фокусируясь на формировании коммуникативных навыков, толерантного поведения (Норвегия, Ирландия). Медиация ровесников, развитие самоуправления (Великобритания) Системные изменения школы (США, Австралия)

(в 50 случаях после ВП заявления в прав.органы не были поданы или их забрали) Сколько закончило сь примирите льной встречей, встречей в Круге Сколько случаев передано в ШСП 566 взр подр. 1взрос л 4 подр. 473 взр подр. 10 взросл. 50 подрост. 10 взрослых 12 подрост. 8 взрослых 53 подрост. 7 взрослых 24 подростка 57 взрослых 400 подростков Сколько медиаторо в в ШСП Сколько ШСП на территори и Итого Самара Пермски й край МоскваТюменьКазаньНовосибирск Волгоградска я область Школьные службы примирени я (ШСП): Школьные службы примирения: мониторинг за 2009 год

Стратегия развития восстановительной медиации в России Поддержка ассоциаций медиаторов и кураторов Разработка связки ШСП и воспитания Разработка идеи детского сообщества Дальнейшее развитие идей восстановительной медиации и подходов к управлению на основе восстановительной медиации