Урок как педагогический феномен
«Урок – это многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся…» М.И. Махмутов
Древнерусский урок Ребёнок VII век - Чужая семья Грамотность не являлась частью воспитания. X – XI век - Групповое обучение чтению и письму было первоначальной формой школы, поскольку группа учеников составляла «училище» В древнерусской письменности термин «школа» впервые встречается в 1382 году.
XIV – XVI века XIV – XVI века – в Руси важную роль играли монастыри.Русский просветитель Сергий Радонежский считается зачинателем монастырских центров книжного обучения. XVII век Братские школы юго-западной Руси Распорядок учебного дня в братских школах 1. Устный опрос и просмотр письменных домашних заданий 2. Разъяснение нового материала. 3. Списывание объясненного учителем с книги. 4. Домашнее задание. 45 –минутный, современный урок вбирает в себя Целый учебный день братской школы XVII века
Период с XV – XVIII века являются переходными для русской школы от византийского образца к новому, - классно – урочной система Теоретически обосновал классно – урочное обучение в XVII в. чешский педагог Я. – А Коменский
XVIII век в Русском государстве победила ориентация на западноевропейскую образованность. В Москву хлынул поток учителей – иноземцев. Метод обучения был крайне формален: Диктовка Повторение со слов учителя Повторение со слов учителяРассказ Заучивание Заучивание
История развития школы XVIII века делится на 2 периода I период (1700 – 1730) просветительская педагогика Петровских преобразований. Обращалось внимание на светскую или научную сторону. Умение писать и считать Знание языков, истории, географии, гражданские и воинские законы своего Отечества Практическая направленность (Навигационные школы)
II период (1741 – 1765) просветительская педагогика Ломоносовского периода. Заложившая основу научной педагогики. Учебный день продолжался 12 часов. М.В. Ломоносов ввел понятия: «класс», «урок», «учебный год», «полугодие», «перевод из класса в класс», «расписание занятий», «учебные программы»
М.В. Ломоносов придавал большое значение проверке знаний система включала в себя проверку таких знаний: выполнение домашних экзерциций (переводы с «российского» языка на латинский) устные ответы по заданному уроку ежемесячные контрольные упражнения и экзамены проводимые дважды в год
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) Основоположник отечественной дидактики. Считал, что суть урока состоит в творческой реализации основных дидактических требований: Организация работы учеников на фактическом материале Развитие на этой базе их мышления Развитие самостоятельности учащихся Фиксация приобретённых знаний Введение знаний в употребление
В 20-х годах XX века протест против организации организации школьной работы вылился в отказ от классно-урочной системы как дореволюционной. Предлагались студии и лабораторно-бригадная форма работы. Будущее школы – соединение науки и труда. Внимание учительства было обращено на заимствованную из практики зарубежной школы студийную систему «Дальтон – план»«Метод проектов»
С 1932 года урок снова занял должное место в школе. Основной тип урока стал комбинированный урок, с чётко выделенными четырьмя этапами: Опрос Изложение нового Закрепление Задание на дом В 1950 – 1960 –х годах к имеющимся четырём этапам добавляется ещё один – организационный (подготовка Учащихся к работе на уроке.
Обучение – процесс двухсторонний УченикУчитель Третьим элементом в обучении является содержание учебного материала Содержание Ученик Учитель
Проектирование урока – как технологической цепочки Урок Проектирование Целеполагание Отбор содержания Методы и приёмы Рефлексия Оценка, самооценка Подготовка к домашней работе Формы организации деятельности обучающихся