Технологический подход в образовании. Классно-урочная /традиционная/ технология обучения. Зам. директора по УВР Фомина Т.Н.
Развитие способностей оперирования информацией, творческого решения проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Использование компьютерных средств обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Духовное воспитание личности, становление нравственного облика Человека. Интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума Увеличение роли науки в создании педагогических технологий, тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное. от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
Образование – это индустрия, направленная в будущее!
- Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). - Педагогическая технология – это искусство, мастерство преподавания, воспитания. - Педагогическая технология – это оптимальный способ действия /достижения цели/ в заданных условиях. Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Гуманизм Теософия Антопософия Экзистенциализм Прагматизм Сциентистско- технократические концепции.
Ассоциативно - рефлекторная Поэтапное формирование умственных действий. Содержательного обобщения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина Нейролингвистическое программирование.
По уровню применения По философской основе По фактору психического развития По научной системе усвоения По ориентации на личностные структуры По характеру содержания По типу организации и управления познавательной деятельности
Авторитарные Дидактоцентричес кие Личностно ориентированные Гуманно - личностные Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания Эзотерические
Гуманизация и демократизация Активизация деятельности учащихся Эффективность организации и управления Альтернативные Комплексные
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная – с допущениями биогенного фактора. По концепция усвоения: ассоциативно- рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры – информационная, ЗУН.
По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно- урочная, академическая. По подходу к ребенку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.
- научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); - природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется); - последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); - доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); - прочности (повторение – мать учения);
- сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); - принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); - принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний); учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Позиция ученика : ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Позиция учителя : учитель – командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Сообщение готовых знаний Механическая память Обучение по образцу Вербальное изложение Индуктивная логика от частного к общему Репродуктивное воспроизведение
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость - Шаблонное построение, однообразие - Нерациональное распределение времени урока - На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в достижении высоких уровней перекладывается на домашние задания - Учащиеся изолируются от общения друг с другом
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся -Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) - Слабая обратная связь - Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения