Образовательные цели Традиционный подходКомпетентностный подход Цели обычно формулируются в терминах: ученики должны освоить понятия, сведения, правила, умения. У них необходимо сформировать такие-то взгляды, качества и.т.д. Цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. Даёт ответ на вопрос – что нового узнает ученик в школе? Даёт ответ на вопрос – чему научится обучающийся за годы обучения в школе? Педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения – усвоении сведений, понятий и т.д. Педагогические цели концентрируются на описании возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. Эти сведения могут не иметь особой ценности. Эти цели подразумевают согласованность ожиданий учителей и учащихся.
Результат Традиционный подходКомпетентностный подход Достигается за счёт приобретения необходимых знаний. Достигается за счет получения опыта самостоятельного решения проблем. Уровень образованности выражается в способности ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала. Уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Сущностные характеристики стандартов Важен ПРОЦЕСС = инвариантное ядро содержания Важен РЕЗУЛЬТАТ = Цель - формирование способов деятельности
Сущностные характеристики стандартов «Знаниевая» парадигма образования Репродукция Деятельностная парадигма образования Развитие личности Обязательный минимум содержания образования Цели образования как система ключевых задач
Построение образовательного процесса на психологической основе Особая организация учебной деятельности детей Продуманное содержание образования Зачем нужно учиться? Как правильно учиться самому? Чему нужно учиться?
Сущностные характеристики стандартов В стандарте - требования к уровню подготовки учащихся в контексте предмета Развитие: личностное, социальное, познавательное, коммуникативное
Областной семинар « Информационно-методическое обеспечение учебного процесса с целью повышения качества образования школьников »