Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Цель: - развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом. -воспитывать честность, правдивость
Оборудование: - учебник «Родная речь» 2 класс. 2 часть под ред. Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой - портрет писателя. - выставка книг писателя -рисунки к прочитанным произведениям - мультимедийный проектор - презентация
Задачи: -познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; -развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста; -формировать коммуникативные навыки работы в группе; -воспитывать честность, правдивость.
Тип урока: работа с художественным текстом
– Ребята, дома вы читали произведения В. Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию отрывков названия рассказов? Он живой и светится Друг детства Заколдованная буква
– Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки? - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением В. Драгунского. -Расшифруйте поговорку. еНт йТо ыаТйн, оЧт Бы еН Блыа овЯнй -Как вы понимаете это выражение?
1. Вызов – Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется не совсем обычно (запись темы на доске) «Все тайное становится явным». Как вы понимаете смысл этой фразы? – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием? – Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? – Интересно познакомиться еще с одним рассказом Виктора Драгунского?
2. Осмысление (чтение текста с остановками ) – Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное становится явным» с объяснением мамы? – Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова? – Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше?
– Вам знакома такая ситуация? – Почему мама заставляла сына есть кашу? – Как вы думаете, что произойдет дальше?
– Дениска выплеснул кашу в окно. Почему он так поступил? – Чем, по-вашему, может закончится рассказ?
– Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет? – Что значит слово «пострадавший»?
– Какие, по вашему мнению, чувства Дениска испытывал в это время? - А мама?
– Почему мальчику было страшно взглянуть на маму? – Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как? – Как вы думаете, что же запомнит на всю жизнь Дениска? Почему? – Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения? Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию? – Хочется ли вам самим прочитать рассказ?
Ста-но-вит-ся – становится, рас-кром-сал – раскромсал, по-пра-вить-ся – поправиться, сжи-ма-ет-ся – сжимается, об-ра-до-ва-лась – обрадовалась, ми-ли-ци-о-нер – милиционер, пре-дос-тав-ля-ет – предоставляет, ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный, му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом, пост-ра-дав-ший – пострадавший, фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться.
3. Рефлексия – А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.
– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. План Денис раздумывает над словами мамы. Возмущённый милиционер. Завтрак. Предложение мамы. Урок на всю жизнь. Мучения с кашей и избавление от неё. Пострадавший дяденька. Рассерженная мама.
V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся – Чему учились сегодня на уроке? – Что нового интересного узнали? – Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Драгунского? – Вы можете взять сборник его рассказов в нашей школьной библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся. – Спасибо всем за урок.
Подготовила учитель МОУ СОШ 7 п. Коммаяк Кировского района Ставропольского края: Небыкова О.М