Стратегия устойчивого развития Рассматривать образование как инструмент реализации идей устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГБОУ Речкалова Н.И.
Advertisements

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ШКОЛЬНОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ.
Н. И. Речкалова, руководитель ресурсного центра на базе ГОУ СОШ 222 ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА.
МОНИТОРИНГ Система наблюдений, оценки и прогноза.
LOGO Раннее экологическое образование для устойчивого развития подрастающего поколения.
Геоботаника Читает лекцию Реут Анастасия Александровна.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Исследование рекреационных нагрузок в лесах, предназначенных для отдыха населения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА Кафедра лесоустройства и.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через систему самостоятельной и практико-ориентированной деятельности учащихся Из опыта работы.
Определение стадии рекреационной дигрессии лесного сообщества Закладка и разбивка пробной площадки. Закладка и разбивка пробной площадки. Для проведения.
Определение экологического мониторинга Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей.
Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города.
Районное методическое объединение учителей географии.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Доклад «Проектная деятельность» Автор: Тарасова Ксения Андреевна учитель истории МОУ «Новогоренская СОШ» Колпашевского района.
МБОУ «Будницкая ООШ». В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся,
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Концепция музея Документы: ЦПВ МОСГОРСЮТУР
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Транксрипт:

Стратегия устойчивого развития Рассматривать образование как инструмент реализации идей устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. «Повестка дня на XXI век» От качества образования - к качеству жизни.

Школьный экологический мониторинг рассматривать как часть системы экологического образования, предназначенную для формирования экологических знаний, умений, навыков, чувства гражданской ответственности и мировоззренческих позиций на базе научной практико-ориентированной деятельности учащихся, включающей программные наблюдения за состоянием социо-природной среды своей местности.

Алгоритм мониторинга: выделение (определение) объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя; определение корректирующих мер в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создание предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Структура научно-практической деятельности Моти- вацион -ный Содер- жател ьный Деятел ьност- ный Инфор- мацион ный Мирово ззренче- ский Воспи- татель- ный Комплексная проблема. Решение продукты деятельности: мультимедийная презентация; тематический сайт; научные конференции; научные статьи; методические разработки; ориентация на профиль; Интеграция знаний Моти- вацион -ный Содер- жател ьный Деятел ьност- ный Инфор- мацион ный Мирово ззренче- ский Воспи- татель- ный Комплексная проблема. Решение продукты деятельности: мультимедийная презентация; тематический сайт; научные конференции; научные статьи; методические разработки; ориентация на профиль; Интеграция знаний

Схема исследовательской деятельности Дошкольное образование, начальная школа Основная школа Старшая школа Дополнитель- ное образование Сохранение исследователь ского поведения, как средства развития познавательного интереса Исследовательская деятельность, как средство мотивации к проектной деятельности Развитие исследовательской компетенции Использование предпро- фильных навыков, как основы профиля старшей школы Развитие методического обеспечения учебной дея- тельности средствами ис- следовательских проектов На основе технологии проек тов обновление содержания образования, начало пред- профильной подготовки Создание условий для развития способностей и творчества учащихся Допрофессиональная подготовка согласно индивидуальным потребностям учащегося

Технология школьного мониторинга. Метод проекта. Особенность технологии проекта – это не только реальная деятельность, но продуктивный выход в социальную ценность, что способствует: практико-ориентированной деятельности, опирающейся на многие научные дисциплины и осуществлении конкретных проектов; решению практических учебных задач, имеющих исследовательскую, организационную, конструкторскую, технологическую направленность; реализации задач развития школы; создание условий для развития у учащихся самостоятельного мышления, системного анализа, интуиции, потребности в более высокой самоорганизации; соединение теории и практики;

М Е Т О Д Ы О Ц Е Н К И К А Ч Е С Т В А С Р Е Д Ы А Т М О С Ф Е Р А По климатическим параметрамМетодом биоиндикации по растениямпо лишайникам температураплотность облаковнекрозычастота встречае- мости видов влажностьвысота облаковхлорозыбиоразнообразие скорость и направление ветра количество осадковсуховершинностьпроективное покрытие Рн –осадковДефолиациястепень разреже- нности в баллах По этим показателям можно судить о степени токсичности загрязнения, определить направление и скорость распространения загрязнения. Оценивается степень загрязнения атмосферы Приборы: термометр, психрометр, флюгер, анемометр, плотномер осадкомер Оборудование: лихеноиндикационная сетка 10х10см, линейка для измерения диаметра тела лишайника,плотномер.

ГИДРОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Физико- географическая характеристика бассейна реки Гидрологический режим реки Морфометрия и морфология речного русла геологическое строениеисточники питания;ширина реки рельефколебание уровня водыпромеры глубин климатледово-термический режим определение скорости течения почвенно-растительньй покров определение расхода воды и объема стока

ИССЛЕДОВАНИЯ БЕНТОСА (ДОННЫХ ОРГАНИЗМОВ) расстояние забора пробы от берега глубину места отбора пробы количество скребков изучение субстрата с места пробы разбор проб

Показательные организмы Видовое разнообразие Число групп Вудивисса в пробе и > Личинки веснянок > одного вида Только один вид Личинки поденок > одного вида Только один вид Личинки ручейников > одного вида Только один вид РакообразныеВсе вышеназван- ные организмы отсутствуют Водяной ослик Все вышеназван- ные организмы отсутствуют Тубифициды,личинки хирономусов Все вышеназван- ные организмы отсутствуют 1234 Все вышеназванные группы отсутствуют Могут присутство- вать некоторые анаэробы 012 И н д и к а т о р н ы е г р у п п ы В у д и в и с с а

ОБСЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Геоботанические обследования Выбор площадок для исследований: Составление физико- географической карты Изучение видового состава растений I-ая площадка на обследуемом объекте дата диагностика древостоя с выделением господствующего вида географическая координата диагностика кустарников с выделением доминирующих видов характер рельефа диагностика травостоя тип леса диагностика мхов II-ая площадка в природной экосистеме с тем же видом эдификатором (строителем экосисте- мы) или использовать описания по литера - турным данным за предыдущие года размер природной площадки диагностика лишайников окружение следы деятельности человека мелкие формы рельефа

ОБСЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Изучение ярусности леса - краткая характеристика ярусов Название ярусовВиды деревьев Условные обозначения Древостой Подлесок Кустарниковый ярус Травяной Мохово- лишайниковый

Вид дерева число особей на 100 м 2 ВысотаДиаметр наибол ьшая преобла- дающая наибол ьший преобладаю- щий Видчисло особей на 100 м 2 Высота наибольшаяпреобладающая О п и с а н и е д р е в о с т о я О п и с а н и е п о д л е с к а

виджизне- нная форма обилиеучастие в сооб- ществе фоноби- льно изред- ка редкоединично Характеристика травянистого покрова с учетом обилия

ВидЗдоровь е Повреж -дение Сильное повреждение Усыхаю- щие Свежий сухостой Старый сухостой БалСтепень пораженности Без признаков поражения - Слабо поврежденные - Повреждения средней степени - Сильно поврежденные - Засохшие Исследование плотности кроны древостоя. Исследование пораженности паразитами (% пораженности). Исследование листовых пластинок на явление некроза и хлороза. Оценка физического состояния растительного покрова на исследуемых площадках

Определение рекреационной дигрессии лесных сообществ Стадия дигрессии - показатель интегральный, комплексный, включающий в себя площадь, занятую тропинками, соотношение в напочвенном покрове разных экологических групп трав, наличие лесной подстилки и ее состояние, количество поврежденных человеком деревьев и другие признаки (оценивается по 5-ти бальной системе). Для определения площадей дорожно- тропиночной сети, и площадей кострищ целесообразно разбить пробную площадку на сектора, натянув веревки через каждый метр. Тем самым получается 100 секторов по 1 м2. Для определения стадии рекре- ационной дигрессии также необходимо визуально оценить состояние лесной под- стилки, видовой состав травяно-кустарни- чкового яруса. т.д. Для проведения харак- теристики лесной подстилки и травяно-кус- тарничкового яруса необходимо взять 3-4 сектора площадью 1м 2 в разных частях.

Выработка решений и мер по снижению последствий и предотвращению Меры по предотвращению экологических угроз. Выработка общественных решений Формирование экологически безопасного мировоззрения и мироввозренческой концепции разумного потребления ресурсов Экологическая безопасность Анализ ситуации Выявления потенциально опасных ситуаций Определение потенциальных опасных угроз экологического характера Оценка Экологических и других последствий Экологический мониторинг Параметры контроля Снижение воздействия на природную среду Реализация концепции экологической безопасности (структура)

Фрагменты школьного экомониторинга Фрагменты работы над проектом «Зеленый остров» (Школа 222)

Мониторинг в рамках экспедиционных отрядов Школа 1449

Семинары в рамках инновационного поля РЦ по технологии ведения экомониторинга (учащиеся и учителя

Учителя и учащиеся школ РЦ – фрагменты тренинга по практике экомониторинга

Работа в рамках проекта «Усынови заказник» (Петровско-Разумовский)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!