Исследовательский проект Тема: «Педагогические средства воспитания нравственных качеств личности младшего школьника»
Потенциальные возможности школьного воспитания видятся в следующем: в необходимости создания педагогом условий для постижения школьником смысла жизни, становления собственной социально-нравственной позиции.
Проблема: Педагоги массовой практики затрудняются в понимании этих вопросов, а также того, как изменяющаяся ситуация отражается на средствах, методах и формах воспитания нравственных качеств личности младших школьников. Следовательно, новые подходы чаще всего остаются лозунгами, декларациями, которые трудно реализуются на практике.
Гипотеза: мы предполагаем, что повышение уровня нравственных качеств личности младшего школьника будет достигнуто, если: в образовательном процессе нравственному воспитанию будет отводиться достойное место как в урочной, так и внеурочной деятельности; будет разработан и реализован в образовательном процессе комплекс педагогических средств воспитания нравственных качеств личности младшего школьника.
Задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам воспитания нравственных качеств у младших школьников; 2. Разработать комплекс педагогических средств воспитания нравственных качеств личности младших школьников и проверить его эффективность в практической деятельности; 3. Провести сопоставительно- сравнительный анализ уровня воспитанности нравственных качеств личности учащихся начальной школы.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: педагогические средства воспитания нравственных качеств личности учащихся начальной школы. База исследования: учащиеся класса начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения «Викуловская средняя общеобразовательная школа 2».
Комплекс педагогических средств воспитания нравственных качеств младших школьников будет объединять связанные друг с другом компоненты: целевой (программно-методическое обеспечение); структурно-содержательный (содержание, технологии, методы, приемы, формы в их взаимосвязи); динамический (включение индивидуального опыта учащихся в познание, освоение и преобразование окружающего мира).
Традиционными стали такие совместные дела с родителями, в которых они не просто зрители, а активные участники. -День матери; -Осенние походы в природу; -«Осенняя гостиная»; -Новогодние утренники; -Литературные вечера; -Вечер «Новый год в кругу семьи»; -«День семьи»; -Посещение школьного и районного музеев, библиотеки.
Родительские собрания по следующей тематике: «Первые проблемы. Трудности адаптации ребенка к обучению»; «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»; «Педагогический такт… родителей»; «Семья – это …»; «Нравственные уроки семьи -нравственные законы жизни»; «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?»; «Семейные традиции».
Часы общения: «Родословная моей семьи»; «Мой дом»; «Мои семейные обязанности»; «Праздник вежливости»; «Добрые и недобрые дела»; «Источники нравственных знаний»; «Совесть - основа нравственности».
Воспитание нравственных качеств личности:
Анализ уровня воспитанности в процентном выражении: Ведущие качества личности Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень 1кл.2кл.3кл.4кл.1кл.2кл3кл.4кл.1кл.2кл.3кл.4кл. Гуманизм Трудолюбие Честность Самостояте- льность Любознате- льность Эмоциональ- ность
Анализ отношения к учению «Отношение к оценке или знание превыше всего».
Трудно замерить все результаты нравственного воспитания личности да ещё в таком возрасте. Но… Мы приготовили почву и бросили зернышко, которое когда-нибудь обязательно прорастет.