Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8класс «Человек и окружающие «Человек и окружающие его люди» его люди» Материал к уроку русского языка в 8 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Ореховская СОШ» Викуловой Т.А.
Цели и задачи Учить писать сочинение-рассуждение Учить писать сочинение-рассуждение Развивать речь учащихся Развивать речь учащихся Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки
4. Работа над сочинением В Н И М А Н И Е !!! Три типа речи: П- повествование О – описание Р - рассуждение
Рассуждение Рассуждать - значит доказывать Рассуждать - значит доказывать I. Вступление I. Вступление тезис-то, что надо доказать тезис-то, что надо доказать II. Основная часть II. Основная часть доказательство доказательство III. Заключение III. Заключение вывод, следствие вывод, следствие
Словарная работа Дайте лексическое толкование слов: Мораль Мораль Нравственность Нравственность Этика Этика Манера Манера
мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики. нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе этика- совокупность норм поведения этика- совокупность норм поведения манера –способ держать себя в обществе манера –способ держать себя в обществе
Работа по тексту Работа по тексту Татьяна Тэсс (настоящие имя и фамилия Татьяна Николаевна Сосюра; 1906, Одесса 1983) русский советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты «Известия». Татьяна Тэсс (настоящие имя и фамилия Татьяна Николаевна Сосюра; 1906, Одесса 1983) русский советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты «Известия». 1906Одесса1983Известия 1906Одесса1983Известия
Очерк «Памятник подлецу» Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя как дома. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя как дома. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом... И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом... На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
Д.С.Лихачёв В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв." профессор ЛГУ член- корреспондент АН СССР, академик АН СССР, академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970) председатель правления Советского фонда культуры, председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969) Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).
Письмо тринадцатое О воспитанности (1) Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (1) Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (2) Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? (2) Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? (3) В основе всех хороших манер лежит одна забота забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо... (3) В основе всех хороших манер лежит одна забота забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо... (4) Манеры, одежда, походка все поведение должно быть сдержанным и... красивым. (5) Ибо любая красота не утомляет. (6) Она «социальна». (7) И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. (4) Манеры, одежда, походка все поведение должно быть сдержанным и... красивым. (5) Ибо любая красота не утомляет. (6) Она «социальна». (7) И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. (8) Не думайте, что хорошие манеры это только манеры, то есть нечто поверхностное. (8) Не думайте, что хорошие манеры это только манеры, то есть нечто поверхностное. (9) Своим поведением вы выявляете свою суть. (10) Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д. (9) Своим поведением вы выявляете свою суть. (10) Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д. (11) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно необходимость уважительного отношения к другим. (12) А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять. (11) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно необходимость уважительного отношения к другим. (12) А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять. (По Лихачеву). (По Лихачеву).
Анализ текста Анализ текста -Определите тему текста -Определите тему текста - Какова проблематика текста - Какова проблематика текста -Определите идею текста -Определите идею текста -Определите позицию автора текста -Определите позицию автора текста -Определите лексическое значение слова нравственность -Определите лексическое значение слова нравственность
Работаем над вступлением Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Проблема может быть сформулирована: Проблема может быть сформулирована: 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 3.При помощи риторического вопроса 3.При помощи риторического вопроса 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.
Возможные формулировки проблемы: 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.
Работаем над вступлением 3.Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие; 3.Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие; 4.Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». 4.Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей. В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.
Работаем над основной частью -Что вы понимаете под бережным отношением ? -Что вы понимаете под бережным отношением ? -В чем оно должно проявляться и каким образом проявляется в нашей жизни? -В чем оно должно проявляться и каким образом проявляется в нашей жизни? В чем разумное отношение к другим проявляется лично у вас? В чем разумное отношение к другим проявляется лично у вас? -Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим» Как вы это понимаете? -Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим» Как вы это понимаете? -Воспитываете ли вы в себе это чувство ? -Воспитываете ли вы в себе это чувство ? -Почему именно эти два текста взяты за основу урока? -Почему именно эти два текста взяты за основу урока?
Работа над заключением Вывод –это доказанный тезис. Вывод –это доказанный тезис. Вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Обязательный признак текста- завершённость. Обязательный признак текста- завершённость. Сообщение об актуальности проблемы и её оценке авторами двух текстов. Сообщение об актуальности проблемы и её оценке авторами двух текстов.
Примерный план сочинения- рассуждения I.Вступление. Что такое нравственность? II.Основная часть. Уважительное отношение к другим. 1) проблема- «своим поведением вы выявляете свою суть»? 2)комментарий - какие качества должен воспитать в себе каждый человек? 3)позиция автора текста- нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным. 1) проблема- «своим поведением вы выявляете свою суть»? 2)комментарий - какие качества должен воспитать в себе каждый человек? 3)позиция автора текста- нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным. III. Заключение. В чем актуальность данной проблемы?
Итог урока -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -Актуальна ли она в современном мире? -Актуальна ли она в современном мире? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?
Используемые ресурсы: Арефьева С.А. Сочинение – рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов//Русский язык в школе. – – С Арефьева С.А. Сочинение – рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов//Русский язык в школе. – – С Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. : Издательство «Logos», – с. : ил. С. 53 Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. : Издательство «Logos», – с. : ил. С. 53 Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл./ Капинос В.И. и др. – М., Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл./ Капинос В.И. и др. – М., 1991.