Ставрополь марта 2012 г.
Задачи мониторинга введения ФГОС осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровнях регионов и образовательных учреждений; анализировать эффективность осуществляемых регионами и образовательными учреждениями мер по введению и реализации ФГОС; выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, зоны конфликтов и напряжений в системе определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС; осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.
Цель мониторинга Целью мониторинга НЕ является оценка деятельности педагогов Целью мониторинга ЯВЛЯЕТСЯ получение обратной связи о готовности системы образования к введению ФГОС
Объекты мониторинга Объектами мониторинга НЕ являются Индивидуальные образовательные достижения учащихся Объектами мониторинга являются условия реализации ФГОС: Кадровые Учебно-методические (в том числе – готовность к оценке метапредметных результатов) Информационные Финансово-экономические Нормативно-правовые Материально-технические
Универсальные учебные действия – метапредметные результаты: УУД -1. Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления УУД -2. Ребенок умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок УУД 3: использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач». УУД 4: ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера УУД – 5. Ребенок может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Универсальные учебные действия – метапредметные результаты: УУД – 6. Ребенок умеет работать в малой группе: задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи УУД 7: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Из чего складывается методическая оснащенность учителя: Есть ли учебные пособия? Есть ли методические рекомендации? Есть ли инструменты оценивания? Оценка оценки. Освещались ли вопросы формирования и оценки УУД в ходе ПК? Инструменты оценивания: Творческие работы Тестовые работы Практические работы Материалы для самооценки Карта наблюдений
Требования к библиотеке Наличие библиотеки - с читальным залом с числом рабочих мест не менее чем 25 - с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах библиотеки или использования переносных компьютеров - имеется медиатека - имеются средства сканирования и распознавания текстов - обеспечен выход в Интернет - обеспечена контролируемая распечатка бумажных материалов
Информационное обеспечение введения ФГОС электронный журнал в начальной школ дневники в начальной школе ведутся в электронной форме ОУ имеет сайт или использует другие Интернет- ресурсы для публикации и размещения детских образовательных продуктов обеспечен свободный доступ педагогов и детей к ресурсам сети Интернет обеспечен доступ в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время с использованием технологии Wi-Fi.
Риски проведения мониторинга ФГОС: Отсутствие «общего языка» Отсутствие профессиональной рефлексии Страх санкций Мониторинг введения ФГОСа или уровня страха?
Общая характеристика выборки. 70,8% педагогов имеет высшее образование 48% имеет первую квалификационную категорию. 59,9% имеют стаж работы в школе более 20 лет. 95% педагогов при этом не достигла пенсионного возраста.
Общая характеристика выборки. Квалификаци онные категории По России (%) Ставропольски й край(%) Нет КК2125 Вторая КК72 Первая КК49 Высшая КК2319
Повышение квалификации В среднем по стране 83% из выборки педагогов, приступивших к работе по ФГОС НОО, прошли курсы повышения квалификации. (87,8%) В 75 регионах повысили квалификацию более 75% педагогов. В семи регионах повышение квалификации прошло в среднем от 50 до 70 % педагогов. В Дагестане прошли повышение квалификации 39 % педагогов.
Кто вел курсы повышения квалификации
Формирование и оценка сформированности УУД на курсах повышения квалификации (с практическими занятиями) В среднем только половина опрошенных педагогов ознакомилась с методиками формирования отдельных универсальных учебных действий на практике в ходе повышения квалификации
Обучение на курсах повышения квалификации работе с универсальными учебными действиями, связанными с формированием учебной деятельности.
Распределение регионов в зависимости от того, сколько педагогов прошло практическое обучение на курсах повышения квалификации.
Обучение на курсах работе с универсальными учебными действиями, связанными с электронными ресурсами.
Методическое обеспечение ФГОС по данным опроса учителей математики и русского языка, работающих в первых классах.
Оснащенность образовательного процесса компьютерами.
Доступность Интернета в образовательном процессе
Наличие современной библиотеки, отвечающей всем требованиям Доля учащихся, которые имеют доступ к библиотеке, отвечающей всем современным требованиям - 25,6 % в среднем по стране
Использование электронных образовательных ресурсов.
Использование сети Интернет в образовательном процессе.
Оценка методического обеспечения ФГОС по данным опроса учителей математики и русского языка, работающих в первых классах. Относительно первых пяти УУД (планирование собственной деятельности, постановка проблемы, контроль и оценка, использование моделей, учет позиции других людей), практически все педагоги оценивают свои УМК как полностью соответствующие требованиям ФГОС: разброс составляет от 90 до 100%.
Различия в оценке соответствия учебников требованиям нового стандарта видны только на последней группе УУД, касающейся использования в учебном процессе ИКТ и Интернета. УМК От 30 до 50%От 50 до 70 % Более 70% «Школы России» 4,8 %49%45% Система Эльконина- Давыдова 4%32%63%
Инструменты оценки сформированности УУД Выборочный анализ данных: контрастные причины похожих результатов.
Гипотезы о причинах высокой оценки методического обеспечения Существует полное методическое и кадровое обеспечение ФГОС Отсутствие общего языка и профессиональной рефлексии у части педагогов приводит к переоценке методического обеспечения Существуют системные факторы, влияющие на достоверность результатов
Что мешает оптимизму Фактор учебника Фактор повышения квалификации Фактор системы оценки результативности образования Суждения экспертов
Предварительные рекомендации по введению ФГОС Создание системы оценки новой результативности и индивидуальных достижений Создание практикоориентированной системы повышения квалификации и методического сопровождения педагогов