ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 29 марта 2010 г. Босова Людмила Леонидовна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 год, автор УМК по информатике и ИКТ для 5-7 классов издательства БИНОМ
Социальный заказ Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей ( Асмолов А. Г., Кондаков А. М., Кузнецов А. А., Лебедев О. Е. и др.) Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире » ( Национальная инициатива « Наша новая школа ») 2
Изменения в школе : от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели - формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ; от « изолированного » изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 3
Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах ( мотивационных, операциональных, когнитивных ), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем ; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы 4
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 5
Операционный стиль мышления умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; умение строить информационные структуры для описания объектов и систем ; умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи ; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение ; привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области ; технические навыки взаимодействия с ЭВМ. А. П. Ершов 6
Роль курса информатики и ИКТ общепредметные понятия : « объект », « система », « процесс », « алгоритм », « результат », « цель », « управление », « исполнитель », « источник », « приемник », « метод », « способ » общедисциплинаные виды деятельности : моделирование объектов и процессов ; сбор, хранение, преобразование и передача информации ; управление объектами и процессами 7
Курс информатики и ИКТ – точка роста процесса информатизации образования 8 в процессе изучения информатики создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования ; информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе
Непрерывный курс информатики В соответствии со структурой школьного образования вообще ( начальная, основная и профильная школы ), сегодня ( преимущественно за счет регионального и школьного компонентов ) выстраивается многоуровневая структура предмета « Информатика и ИКТ », который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий. 9
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ Реализуется за счет вариативного компонента Предполагает выделение двух ступеней : 2(3)–4 классы – первая ступень ; 5–6(7) классы – вторая ступень Является наиболее благоприятным этапом для формирования не только мотивационных, но и операциональных личностных ресурсов Может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов 10
Принципы целостность фундаментальность практическая направленность комплексность инновационность
Цели обучения информатике в начальной школе формирование широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества ; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; развитие образного, алгоритмического и логического мышления как основы для формирования общеучебных умений ; освоение основ осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, формирование первичных представлений об основных объектах информатики. 12
Цели обучения информатике в 5-6(7) классах формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты ; пропедевтическое ( предварительное, вводное, ознакомительное ) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как « объект », « система », « модель », « алгоритм » и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации ; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 13
формирование основ научного мировоззрения совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования Цели обучения информатике в общеобразовательной школе 14
Приоритеты Мотивационные ресурсы Когнитивные ресурсы Операциональные ресурсы Начальная школа Старшие классы 5-6(7) классы 15
Личностное развитие учащихся развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств учащихся ; результатом личностного развития выступает сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Личностные образовательные результаты : широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества ; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления ; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности ;
Личностные образовательные результаты : способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества ; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты ; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности ; способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания ; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения ; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как : « объект », « система », « модель », « алгоритм », « исполнитель » и др.;
Метапредметные образовательные результаты владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера : анализ объектов и ситуаций ; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; обобщение и сравнение данных ; подведение под понятие, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей ; построение логических цепочек рассуждений и т. д.
Метапредметные образовательные результаты владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими : целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; прогнозирование – предвосхищение результата ; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия ( обнаружения ошибки ); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки ; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача ;
Метапредметные образовательные результаты владение основными универсальными умениями информационного характера : постановка и формулирование проблемы ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; структурирование и визуализация информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Метапредметные образовательные результаты владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний : умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково - символическую модель ; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов ; умение « читать » таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую ; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования
Метапредметные образовательные результаты широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации : работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов ; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров ; хранение и обработка информации в базах данных ; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях навыки создания личного информационного пространства ;
Метапредметные образовательные результаты опыт принятия решений и управления объектами ( исполнителями ) с помощью составленных для них алгоритмов ( программ ); владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов ; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств ;
Метапредметные образовательные результаты владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми : умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме ; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта ; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Информатика в условиях инновационной системы образования « Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А. П. 27
УМК нового поколения 28 УМК нового поколения Печатная компонента Электронная компонента Локальные ресурсы Сетевые ресурсы Оборудование
УМК « Информатика и ИКТ » 29
Дополнительные компоненты УМК Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование» 1. Изучаем информационные технологии в V-IV классах. 6 – Изучаем информационные технологии в VII классе: информационное моделирование. 2 – Контрольно-измерительные материалы по информатике для V - VII классов. 6 – Объекты, системы, модели в курсе информатики ( V - VII классы). 5 –
Учебники 31 теоретические сведения материал для изучения самое главное вопросы и задания материал для любознательных компьютерный практикум терминологический словарь справочные материалы
Рабочие тетради расширяют границы учебника ; побуждают школьников учиться самостоятельно, с увлечением и азартом ; содержат более 300 заданий, упражнений и задач 32
развитие у учащихся наглядно - образного мышления ; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме ; фиксация внимания при усвоении учебного материала ; развитие познавательного интереса ; активизация познавательной деятельности ; конкретизация изучаемых теоретических вопросов ; наглядная систематизация и классификация изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т. п. Печатные наглядные пособия 33
программа курса и варианты планирования ; файлы - заготовки ( тексты, рисунки ), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума ; демонстрационные работы ; текстовые файлы с дидактическими материалами ( для печати ); плакаты ( цифровой аналог печатных наглядных пособий ); презентации по отдельным темам ; интерактивные тесты ; логические игры ; виртуальные лаборатории. Набор цифровых образовательных ресурсов 34
Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Набор ЦОР 35
36
Информатика и ИКТ 37 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
Информатика и ИКТ 38 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
Информатика и ИКТ 39 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
Информатика и ИКТ 40 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
41 Информатика и ИКТ
Клавиатурные тренажеры 42
Электронные издания 43 CD «Алгоритмика 2.0» фирмы «Новый диск» CD «Математика, 5-11 кл. Практикум» фирмы «1С» Можно скачать из ЕК ЦОР (Электронные издания - Ресурсы на CD/DVD - Учебные CD для общего образования)
создано на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного эксперимента содержит несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях Методическое пособие 44
Авторская мастерская 45