Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению.
Современные условия развития общества стали одной из причин нравственных поисков в стремлении к стабилизации общественно- политической жизни в стране, возрождению духовно-нравственных форм общения в духе гражданственности. Маленьким детям ещё не доступны высокие понятия, но именно в детстве зарождаются многие качества. И оттого, что будет видеть и слышать ребёнок с детства, зависит формирование его отношения к окружающему миру. Народная культура никогда не учила злу и насилию. Вещи, созданные руками умельцев, музыка, созданная сердцем, восхищают своей красотой, и даже дети способны это понять. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы, а также ее продолжение до 2010 г. определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов
На территории Кемеровской области проживают более 100 народов (наций, народностей, этнических групп, также народы, внесенные согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. 255 в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации – шорцы и телеуты. Нет ни одной школы, где бы ни обучались дети разных национальностей. Новизна программы «Традиции народов Кузбасса» заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы, которые включают в себя комплекс основных традиций, обычаев и праздников народов, населяющих Кузбасс. Без знания основ народной жизни, фольклора, искусства невозможно воспитать уважение к культуре других народов. Основная цель изучения курса «Традиции народов Кузбасса является формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщая их к условиям общественной жизни.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи: - формирование исходных представлений о национальном составе Кузбасса, практико-ориентированных знаний о традициях, культуре, вероисповедании народов, населяющих Кемеровскую область; - развитие интеллектуальных, творческих способностей; - воспитание уважительного отношения к народным традициям различных народов, чувства толерантности. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, окружающим миром, технологией, музыкой, изобразительным искусством обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми.
Программа реализуется в учебном заведении, предусматривается посещение музеев (городского, школьного), выставок, посещение церкви (мечети, костёла), большое внимание отводится проведению игр на свежем воздухе. Постоянно меняются виды деятельности: игры, конкурсы, беседы, презентации, экскурсии, викторины.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Традиции народов Кузбасса» изучается с I по IV класс по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени 135 часов из них 33 часа в 1 классе, 34 – 2 класс, 34 – 3 класс, 34 – 4 класс. Программа содержит 3 раздела: 1 раздел - «Моя малая Родина»1 класс – 11 часов, 2 класс – 5 часов, 3 класс -4 часа, 4 класс – 8 часов 2 раздел - «Традиции русского народа Кузбасса» - 23часа в первом классе; – «Традиции коренных жителей Кузбасса» - 29 часов во втором классе; – «Традиции татарского народа» - 30 часов в третьем классе; – «Традиции украинского народа» - 10 часов в 4 классе; – «Традиции немецкого народа» - 10 часов в 4 классе; 3 раздел – «Обобщение изученного» - 6 часов.
Планируемые результаты. Данная программа призвана обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области исторического прошлого коренных народов, воспитывать уважение к культуре другого народа, чувство толерантности. В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы: - мотивы, выражающие его потребности в социально значимой деятельности; - базовые историко-культурные представления; - базовые нравственно - этические ценности (уважение к обычаям, чувствам людей других национальностей);
темыТема занятий Кол-во часов теории Кол-во часов практики Всего часов 1 раздел «Моя малая Родина» 1-2Давайте познакомимся.112 3Моя семья Чем я не похож на него. Игра.112 6Понятие национальность Национальный состав и традиции моей семьи.112 9Мы и другие. Игра-приветствие.11 10Кузбасс – сокровищница культуры Мы – дружная семья. Национальный состав Кузбасса раздел «Традиции народов Кузбасса», «Традиции русского народа» 12Традиции и быт русского народа.11 13Народные костюмы.11 Тематическое планирование. 1 класс
14-15Изготовление элементов народных костюмов Русские народные праздники. «Рождество», «Крещение» Вероисповедание. Посещение церкви Русское народное творчество. Песни, загадки, прибаутки Разучивание русских народных игр на свежем воздухе Что такое народная игрушка. (свистулька, трещотка, погремушка) Изготовление традиционных игрушек Праздник – «Масленица». Традиционные конкурсы Посещение школьного музея Традиционный праздник –«Пасха» Что такое «писанка». Расписывание яиц Итоговый праздник. «Традиции русского народа». Выставка. 11
темы Тема занятий Кол-во часов теории Кол-во часов практики Кол-во часов всего 1 раздел «Моя малая Родина» 1-2Гимн, герб, флаг Кузбасса.22 3«Наш семейный герб».11 4«Моя родословная»11 5Прошлое – часть настоящего.11 «Традиции коренных жителей Кузбасса – шорцев, телеутов» 6Коренные жители Кузбасса Легенды, исторические события Жизнь и быт коренных народностей Кузбасса (шорцев, телеутов). Экскурсия в музей Обычаи и традиции шорцев и телеутов Национальные костюмы Национальные танцы и песни Национальные музыкальные инструменты класс
21 Видеоэкскурсия «Национальные памятники» Знакомство с искусством шорского народа. Репродукции картин «Возвращайтесь домой богатыри» Л. Арбачаковой Традиции питания шорского народа. Приготовление салата из калбы Шорцы - неотъемлемая часть природы. Экскурсия КВН «Традиции шорского народа» Национальные праздники. Организация праздника Резервный урок.