Выполнила учитель истории Степанова Е. В. МОУ гимназия 7
« Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма ». Н. Г. Чернышевский
ПАТРИОТИЗМ - ( от греч. Patriote - соотечественник, patris родина ), любовь к родине ; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Для русской общественной и философской мысли характерны размышления о понятиях " патриотизм " и " патриот ". Так Н. А. Добролюбов утверждает, что патриотизм " есть ни что иное, как желание трудиться на пользу своей страны ", а В. С. Соловьев считает, что " нравственная обязанность настоящего патриота - служить народу в человечестве и человечеству в народе ".
В настоящее время проблема патриотического воспитания является актуальной. Стала всё более заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. На данный момент принята Государственная программаПатриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу ; - формирование бережного отношения к природе и всему живому ; - воспитание уважения к труду ; - развитие интереса к русским традициям и промыслам - формирование элементарных знаний о правах человека ; - расширение представлений о городах России ; - знакомство детей с символами государства ( герб, флаг, гимн ); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны ; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
1. интеграция предметов гуманитарного цикла ; 2. углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа ; 3. актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира ; 4. теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.
- видеофильмы - презентации - исторические документы и источники - художественная публицистическая литература
С чего начинается Родина ? Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи ( дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов ) необходимо привить детям такие важные понятия, как " долг перед Родиной ", " любовь к Отечеству ", « ненависть к врагу ", " трудовой подвиг " и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники
Продолжением данной работы является знакомство учащихся с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношении к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой - то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания проектная деятельность.
Урок истории может и должен воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине, ее культуре и истории, если он актуален и интересен по содержанию, разнообразен по форме, учитывает индивидуальные потребности учащихся. Но вместе с уроком не кончаются воспитательная и образовательная функции учителя истории.