Детская агрессия и жестокость и ее профилактика
Цель: указать причины агрессивного и жестокого поведения учащихся; факторы, влияющие на детскую жестокость; привести примеры профилактики детской агрессии и жестокости. Цель: указать причины агрессивного и жестокого поведения учащихся; факторы, влияющие на детскую жестокость; привести примеры профилактики детской агрессии и жестокости.
Вопросы для обсуждения: 1.Что такое жестокость? Формы проявления жестокости. 2. Особенности жестокого поведения учащихся. 3. Причины детской жестокости. 4. Профилактика детской жестокости.
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…» Немецкий социолог, философ Эрих Фромм
Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в последнее время стала очень актуальна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.
О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
Формы проявления жестокости целенаправленная жестокость целенаправленная жестокость враждебная жестокость враждебная жестокость прямая жестокость прямая жестокость косвенная вербальная жестокость косвенная вербальная жестокость
Особенности жестокого поведения детей и подростков Жертвами агрессии часто становятся близкие люди Жертвами агрессии часто становятся близкие люди Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях Жестокость часто возникает без реального повода Жестокость часто возникает без реального повода Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса
Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации.
Причины детской жестокости Неблагоприятные условия в семье Неблагоприятные условия в семье Влияние сверстников Влияние сверстников Влияние телевидения Влияние телевидения Влияние Интернета Влияние Интернета
Семья Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если: Родители не устанавливают правил поведения детей дома. Родители не устанавливают правил поведения детей дома. Не следят за местонахождением детей. Не следят за местонахождением детей. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если: Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если: Оно следует незамедлительно за проступком. Оно следует незамедлительно за проступком. Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое. Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое. Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества. Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные си туации с помощью компромиссных решений. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные си туации с помощью компромиссных решений.
Так же можно назвать и другие факторы: Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями. болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.
С целью профилактики выявления психического и эмоционального состояния у детей можно провести анкетирование учащихся. С целью профилактики выявления психического и эмоционального состояния у детей можно провести анкетирование учащихся. С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ АНКЕТЫ ВЫЯСНИТЬ СЛЕДУУЩЕЕ: как часто ребенку приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к себе со стороны родителей как часто ребенку приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к себе со стороны родителей Сколько тебе лет? Сколько тебе лет? Сколько человек в твоей семье? Сколько человек в твоей семье? Кто тебя воспитывает? Кто тебя воспитывает? Как ты оцениваешь отношения в семье: (спокойные и дружные, иногда бывают ссоры, напряженные, постоянные конфликты, сандалы или даже драки). Как ты оцениваешь отношения в семье: (спокойные и дружные, иногда бывают ссоры, напряженные, постоянные конфликты, сандалы или даже драки). Как часто тебя наказывают? Как часто тебя наказывают? Если тебя наказывают, то как… Если тебя наказывают, то как… Как часто тебя поощряют? Как часто тебя поощряют? Если тебя поощряют, то как… Если тебя поощряют, то как… Всегда ли тебя наказывают справедливо? Всегда ли тебя наказывают справедливо? Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают. Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.
Ежегодно составляется социальный паспорт класса, в котором отражается состояние семьи, социальное положение родителей, их образование. Ежегодно составляется социальный паспорт класса, в котором отражается состояние семьи, социальное положение родителей, их образование. Класс Классный руководитель Ф.И.ОНаучных работниковНет Неполные семьи:4БезработныхНет Многодетные семьи:1Образование родителей: Опекаемые:нетВысшее29 Обучающиеся «группы риска»: 1Неполное высшее1 Социальное положение родителей: Среднее4 Рабочих5Обучающиеся, уклоняющиеся от учёбы: Служащих29Неблагополучные семьи:Нет Творческих работников НетСемьи, где нет мамы:Нет
СПРАВКА о детях «группы риска» СПРАВКА о детях «группы риска» 2008 г.2009 г.2010 г.2011 г. п/ п Кол-во% % % % 1.Учёт обучающихся в ОДН 30,53 30,610,2 2.Учёт обучающихся в КДН 30,53 30,610,2 3.Внутришкольн ый учёт 91,5122,2142,730,6 4.Неблагополучн ые семьи 40,761,181,5102,2 5.Обучающиеся «группы риска» 213,6203,7183,5153,3
Активно сотрудничаем с родительским комитетом. Проводим классные часы с приглашением родителей. Такие как: - диспут на тему: «Искусство жить достойно. В чем оно состоит?» - практическое занятие: «За красоту нашего быта»; - дискуссия на тему: «Если прав, доказывай!». Привлекаем родителей к организации экскурсий и их проведению. Проводим дни открытых дверей. Проводим индивидуальные консультации с родителями и детьми. практическое занятие: «За красоту нашего быта»
Экскурсия в музей РКК «Энергия» г.Королёва Экскурсия в музей-усадьбу Шереметьевых
Выставка детского творчества День открытых дверей Выступление школьного хора
Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить: Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; сниженную самооценку; стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; стремление быть главным; страх несостоятельности; страх несостоятельности; потребность самоутверждения; потребность самоутверждения; защита и месть; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство; желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство; получить самоудовлетворение от жестокого обращения. получить самоудовлетворение от жестокого обращения. Сверстники
Важно: правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников; правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников; активно приобщать к труду для личных и общественных целей; активно приобщать к труду для личных и общественных целей; формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывать адекватную самооценку; формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывать адекватную самооценку; заинтересовывать ребят (учитывая их возможности) в классных и школьных мероприятиях. заинтересовывать ребят (учитывая их возможности) в классных и школьных мероприятиях.
Презентация класса
Влияние телевидения Портрет телезрителя юношеского возраста. Портрет телезрителя юношеского возраста. Он выглядит следующим образом. Такой телезритель в основном проводит время возле экрана телевизора от 2 до 4 часов в день, и в большинстве случаев для отдыха и развлечения. Из предложенных телевизионных развлечений предпочтение отдает художественным фильмам и немного музыке. Наибольшей популярность среди художественных фильмов пользуется триллеры, боевики и только потом комедии. Считают, что на них телевидение практически не влияет
Телевидение, хоть и не существенно, но влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее может стимулировать его, вызывая сильное раздражение. Телевидение, хоть и не существенно, но влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее может стимулировать его, вызывая сильное раздражение. Здесь полезны встречи с библиотекарями. Знакомство ребят с новинками литературы, которые поступают в библиотеку. Библиотечные уроки, которые проводят работники детской городской библиотеки. Здесь полезны встречи с библиотекарями. Знакомство ребят с новинками литературы, которые поступают в библиотеку. Библиотечные уроки, которые проводят работники детской городской библиотеки. Урок в детской городской библиотеке «Песни Великой Победы»
Влияние Интернета Наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, Интернет мультфильмов и компьютерных игр оказало гораздо слабее влияние Интернет роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей. Наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, Интернет мультфильмов и компьютерных игр оказало гораздо слабее влияние Интернет роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей. В этом направлении очень важно военно- патриотическое воспитание учащихся. В нашей школе оно является одним из приоритетных. В этом направлении очень важно военно- патриотическое воспитание учащихся. В нашей школе оно является одним из приоритетных.
Спортивный этап игры «Зарница» Традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
15 февраля - День вывода советских войск из ДРА. Накануне этого дня в школе всегда гости – ветераны, воины-интернационалисты. В школе чтят память погибшего в Афганистане выпускника – А.Л.Соловьева.
Выпускник 1979 года Алексей Соловьев. Погиб при исполнении интернационального долга в ДРА. Участники городского исторического марафона «Долгие вёрсты войны»
Традиционные встречи с представителями градообразующих предприятий города Участие в «космическом марафоне»
Урок безопасности «Детям Подмосковья – безопасность на дорогах!»
Уроки здоровья. Встреча с наркологом
Встреча с психологом и инспектором ОДН
Проблему повышения эффективности ранней профилактики в школе решаем по следующим основным направлениям: выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств. Групповая и индивидуальная работа, как с подростками, так и с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя); Соучастие и творческое представление в социальной жизни (пра здники, отдых в загородных лагерях);
Школа осуществляют свою работу по следующим направлениям: 1. Социально-профилактическая работа по предупреждению правонарушений; 2. Военно-патриотическое воспитание; 3. Создание здоровьесберегающей среды во внеурочное время в условиях общеобразовательных учреждений.
«Золотые» правила воспитания: Учитесь слушать и слышать своего ребёнка. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.