СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Страницы творчества Алексея Слаповского 11 класс
«…будет ли человек писать стихи на прибрежном песке, если их через полчаса смоет прилив и никто не прочтет? Всю жизнь мне казалось: не будет, а теперь вот сомневаюсь…». А. Слаповский
Страницы биографии Алексей Иванович Слаповский родился 29 июля 1957 г. в селе Чкаловское Ровенского района Саратовской области. С 10 лет жил в Саратове, окончил филологический факультет Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского, работал учителем в школе, грузчиком, корреспондентом местного телевидения и радио, редактором журнала «Волга», пробовал попасть на службу в милицию, после чего никем не работал.
Страницы биографии Литературой увлекся рано, сочинял стихи и песни, первый рассказ (юмористический) опубликовал в журнале «Журналист» где-то в конце 70-х - начале 80-х.
Страницы биографии В конце 80-х появились и прозаические опыты, из которых самым серьезным был «Искренний художник, ненаписанный роман». О художнике, который искренне желал стать искренним – и стал им. Что-то вроде «Портрета» Гоголя на новый лад. Довольно точное отображение состояния души тех, кто готов пойти за любым новым веянием, но при условии воспитания в себе настоящей любви к этому веянию.
Страницы биографии В 90-е годы у Слаповского выходит множество пьес, рассказов, повестей и романов, издаются книги сначала в Саратове, затем в Санкт-Петербурге, в Москве и за рубежом.
Слаповский прозаик Прозу Слаповского называют авантюрно- философской, где занимательность сочетается с подлинной глубиной.
Слаповский прозаик Главная тема его творчества - попытка современного человека понять свое назначение.
Слаповский прозаик Слаповский пишет о том, как неуютно доброму и совестливому человеку в этом мире, но бессовестному дураку приходится еще хуже.
Слаповский прозаик Главные жизненные вопросы решаются в его книгах между делом, на обычных перекрестках, в обычных квартирах, обычными людьми.
«ТАЛИЙ» Герою почудилось, что жена во время завтрака предложила ему развестись. Или не почудилось. Или это по радио кто-то сказал. Или сказал себе мысленно сам Талий (Виталий)? Он идет на балкон и на протяжении нескольких минут, трех выкуренных сигарет и текста величиной в небольшой роман обдумывает эти загадочные слова. Получается тонкий, почти изысканный по стилю рассказ о жизни и отношениях двух людей.
« ПЕРВОЕ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ» Роман о том, как в российской глубинке в семье алкоголика и уборщицы родился будущий Мессия. Он прошел весь путь до конца и принял мученическую смерть, но люди так и не узнали в нем Спасителя
Детективная пастораль - история о человеке, которому приснился сон, что его позвали на свадьбу, где кто-то убивает невесту. Он просыпается: его зовут на свадьбу, чтобы он запечатлел на видео это торжество. Он видит невесту, похожую на ту, что видел во сне. Пытается предотвратить убийство. Конечно, никакой это не детектив, хоть и увлекательно. Да и не пастораль. Скорее – мечты человека о незамутненной любви. «Ложь есть основная форма существования человека», - этим постулатом предваряется текст Слаповского. «ВЕЩИЙ СОН»
«АНКЕТА» Человек, живущий составлением кроссвордов, задумал послужить обществу и пойти работать в милицию. Но ему надо ответить на 300 с лишним вопросов анкеты – и каждый ставит его в тупик. Чтобы ответить правильно, он решает проверить вопросы жизнью. Эти вопросы провоцируют его воспоминания, действия в настоящем времени. Человек с однообразной жизнью, подстегиваемый анкетой, начинает быстро-быстро комбинировать, творить ситуации, абсурдные и головокружительные и открывает в себе то, о чем и не подозревал… Роман был в 1998 году букеровским финалистом.
Повествование о деревне, где, конечно, случаются досадные казусы и даже преступления, но жизнь течет спокойно, а всякие новейшие веяния проходят рябью по от веку сущему миропорядку. Персонажи «Участка» считают свою Анисовку лучшим местом земли, а на соседний город и прочий мир смотрят без зависти, восторга и опаски. Мечта о «другой жизни» здесь не слишком пьянит даже молодежь. «УЧАСТОК»
Книга, написанная на основе сериала, демонстрирует, что «телероман» может быть обычным романом. Эта деревенская сага, состоящая из тринадцати глав, каждая со своим – внешне детективным – сюжетом, вполне вписывается в русло мифологической и одновременно реалистичной летописи, которую создает Слаповский всю жизнь.
«ЗАКОЛДОВАННЫЙ УЧАСТОК» Продолжение саги о деревне Анисовке, но несколько в ином ключе: каждая глава – история о персонаже, который раньше считался второстепенным, а теперь вышел на первый план.
«ДЕНЬ ДЕНЕГ» С чего начинается день у друзей, сильно подгулявших вчера? Правильно, с поиска денег. И они найдены - 33 тысячи долларов в свертке прямо на земле. Лихорадочные попытки приобщиться к «сладкой жизни», реализовать самые безумные желания и мечты заканчиваются... таинственной пропажей вожделенных средств. Друзьям остается решить два вопроса. Первый - простой: а были деньги-то? И второй - а в них ли счастье?
«ОНО» В обычной советской семье рождается ребенок- гермафродит. Валько (то есть Валентин) тут же сталкивается с агрессивной подозрительностью общества и проходит весь крестный путь Другого в традиционалистском коллективе - гибель и отречение родственников, травля, злопыхательство.
«ОНО» Это история о чужом в стране чужих. История гонимой незаурядности, когда талантливый, волевой подросток, потом молодой человек, пробивает себе дорогу к нормальной жизни. История борьбы не за что-то высокое, неординарное, а за самое простое, за право на обычность, нормальность. О том, что не столь важны пол, секс, инстинкты, сколько отношения и просто другой рядом.
«СИНДРОМ ФЕНИКСА» «В «Синдроме Феникса» другой поворот темы: я - это я, но кто я? Мне дорога весьма простая мысль, которая там есть, - мы не догадываемся даже о тех талантах, которые в нас сокрыты. Может, один из тех, о которых мы не знаем, и определил бы нашу жизнь, и пошла бы она в другом направлении, и занимались бы мы тем, что нас полностью удовлетворило бы. Я точно знаю, что слишком много людей живет не своей жизнью. Эта тема самым тесным образом связана с поисками смысла жизни». (А. Слаповский)
«СИНДРОМ ФЕНИКСА» Мифическая птица Феникс, сгорая, воскресает такой же. Герой новой книги Алексея Слаповского, регулярно теряя память, каждый раз становится иным и никак не может понять, кто он - настоящий. Хорошо, если богатый и добрый, а ну как бедный и злой? Да еще, упаси бог, вор или бандит? Слишком много задатков обнаружилось - и все разные. С одного бока посмотришь - белое крыло. С другого - чертово копыто... «Синдром Феникса» - правдивая, веселая и местами страшноватая сказка новейшего времени на тему: те ли мы, кем себя считаем и за кого себя выдаем? Не обманываем ли сами себя? А кем оказался герой конкретной истории - об этом в книге.
Слаповский сценарист Не оставляя пьес и книг, Слаповский, имея тяготение к кино, взялся за написание сценариев, которые попали не в кино, а на телевидение, в результате он стал успешным телевизионным сценаристом.
«ПЯТЫЙ УГОЛ» 2002 г, реж. С. Газаров, студия «ТРИТЭ»+ОРТ Первая попытка в формате сериала сделать психологическое телевизионное кино.
«ПЯТЫЙ УГОЛ» Наше время. Провинциальный городок. Здесь, как и везде, свои интриги, свои герои, свои злодейки. И люди живут, конечно, не только работой и домашними заботами. Люди живут переживаниями, разочарованиями, неожиданными встречами. Когда- то три друга Пестров, Суворов и Чагин учились в одном институте, вместе гуляли, вместе любили. Прошло время, и юношеские увлечения переросли в нечто большее. Трое друзей стали соперниками в любви. И соперниками по жизни...
«ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ» 2000 г., реж. Дж. Файзиев, студия «ТРИТЭ»+ОРТ Первый российский сериал нового времени, прервавший поток бандитских сериалов и бразильско-мексиканского «мыла». Лирико-ироническая комедия с мелодраматическим уклоном.
«ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ» Мы не успели опомниться, а жизнь уже развела нас кого куда. Сплошные принцы и нищие, королевы и Золушки, богатые, которые тоже плачут, и бедные, которые тоже смеются. Мы, никуда не девшись, оказались вдруг в разных мирах, и, бывает, люди из этих миров не пересекаются. Но иногда все же пересечения бывают. Случайные, странные, которые приводят к последствиям самым непредсказуемым. Старая, старая сказка про Золушку, только наоборот.
Слаповский драматург В 80-е годы Слаповский увлекся драматургией, написал множество одноактных пьес. Первая «полнометражная» пьеса «Любил, люблю, буду любить» была поставлена в Ярославском ТЮЗе в 1985-м году, затем - публикация в журнале «Волга» комедии «Бойтесь мемуаров!», постановки других пьес в театрах России и за рубежом.
Большинство пьес А. Слаповского - трагикомедии или, как назвал он сам одну из них, «комитрагедия», они построены на действительно комичных ситуациях и диалогах, сквозь которые, однако, всегда проступают тревожные ноты. Природа этих пьес очень театральна. Даже если в них говорится о весьма серьезных вещах, они зрелищны и обращены к фантазии зрителя. Слаповский считает, что театр, помимо того, что должен развлекать или, напротив, обращаться к уму и совести, шокировать, поучать, скандализировать и т.п., обязан приносить радость. Это, пожалуй, главный принцип Слаповского-драматурга.
Театр - праздник уже потому, что в жизни люди не общаются так близко, так заинтересованно, так горячо и концентрированно. Хотя и во время праздника случаются скандалы и даже убийства. «Настоящая пьеса, настоящий спектакль представляют свою версию жизни», - пишет Слаповский в предисловии к одной из своих пьес.
Если же говорить о темах, то главная из них та, что является одной из важнейших и в окружающем мире: поиски самоидентификации. Герои Слаповского пытаются понять, кто они сейчас, сегодня, что с ними происходит - и что происходит с миром. Вариативность, примеривание масок, ролей – в этом всегда присутствует карнавальная природа театра, которая очень важна для драматурга. А еще это «театр воображения», ибо жизнь не существует сама по себе, она - наше представление о ней.
«ОТ КРАСНОЙ КРЫСЫ ДО ЗЕЛЕНОЙ ЗВЕЗДЫ». Многоэтажная пьеса с подвалом и крышей Эта пьеса состоит из десяти новелл. Сюжеты разные. Например: диалог мужчины и женщины с помощью переводчицы, которая перевирает их слова, чтобы помешать признаниям в любви. Или: девушка и юноша в лифте; лифт останавливается, у них разыгрывается роман. В финале выясняется, что лифт не останавливался, романа не было, хотя они его мысленно и проиграли.
«ОТ КРАСНОЙ КРЫСЫ ДО ЗЕЛЕНОЙ ЗВЕЗДЫ». В последней новелле самоубийца на крыше страшно разозлен, когда появляется другой с той же целью – самоубийство начинает выглядеть фарсом. И тут появляется третий. Двое самоубийц в шоке, думая, что и третий появился за тем же, что они. Но у него свидание с любимой: они договорились в один и тот же момент, находясь в разных местах, смотреть друг на друга сквозь пространство.
«ОТ КРАСНОЙ КРЫСЫ ДО ЗЕЛЕНОЙ ЗВЕЗДЫ». Цитата: Б. Чего ты там выглядываешь? С. Звезда. А. Звезд много. С. Зеленая звезда... Она там ждет... Я здесь. Б. Кто ждет? Звезда ждет? А. Сроду не видел зеленых звезд. С (не отвечая ему). Я здесь. Видишь меня? А. Кому это он? Б. (смеется). Женщине. Девушке. Бабе. Жене. Она на звезде, а он тут. Свидание у них такое. Да? С. Что? Б. Я говорю: свидание, что ли, у вас? С той звезды, что ли, она смотрит? С. Да.
«ОТ КРАСНОЙ КРЫСЫ ДО ЗЕЛЕНОЙ ЗВЕЗДЫ». В сущности, все новеллы об этом: о необычном, что вдруг выглядывает из-за обыденных понятий и вещей.
«ПЬЕСА 27» Одна из самых популярных пьес Слаповского, идеально подходит для студии и малой сцены, учитывая ее небольшой размер. (Впервые за рубежом поставлена в театре «Baraque», Берлин). Строится на перекрестной цепочке адюльтеров (супружеской неверности). Очень своеобразный диалог, герои которого ОН и ОНА.
«МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК». Комедия в 2-х действиях Что-то вроде визитной карточки Слаповского, пьеса поставлена во многих театрах России и за рубежом (Германия, Швеция, Финляндия, Австралия и т.д.).
Сюжет Действие происходит на чердаке полуразвалившегося дома. В кровельной щели проросло деревце, олицетворяющее собой "вишневый садик". В этом доме прошли детство и юность главных героев. Один из них, бизнесмен Азалканов, намерен застрелиться: жизнь не удалась. А чтобы сделать это красиво, приглашает своих старых друзей и бывшую жену на инсценированную свадьбу. Его нынешняя "избранница" - девица с интернатским прошлым, промышляющая брачными объявлениями. Встреча давних знакомых, сдобренная изрядным количеством спиртного, перерастает в выяснение отношений. Оказывается, что Азалканов на самом деле банкрот, а все его акции скупил друг юности Минусинский. Но и он не так уж крут, а настоящий хозяин жизни - заказной официант Васенька. От взрыва Васенькиной гранаты вишневое деревце вылетает с корнем. Но не до конца - тонкая веточка остается в руках Маши, молоденькой героини. Жизнь, так сказать, продолжается.
«МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК». Главный герой (около 40 лет) решает устроить свадьбу с молоденькой девушкой на чердаке многоквартирного дома, где прошла его молодость.
«МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК». Приглашает бывших друзей, бывшую жену. Он стал богат и решает, что сделать с этим домом: снести, перестроить или оставить все, как есть. Вместе с вишневым кустиком, выросшим на карнизе.
«МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК». Герой слишком настойчив в стремлении доказать, что у него все в порядке. Подозрительно настойчив. В финале выясняется, что помощники героя и его компаньоны являются настоящими хозяевами дома. Он - мнимый хозяин, мнимый герой.
«МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК». Главная тема, как и у Чехова - переход жизни от одних хозяев к другим. Осознание того, что никто не отнимет у тебя твою жизнь, если ты живешь настоящим, а не воспоминаниями.
«МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК». В пьесе много пародийных моментов, причем иногда кажется, что пародируется чуть ли не вся российская драматургия от Чехова до постмодерна. Но фокус в том, что пародия то и дело обнаруживает драматическую подоплеку того, что пародируется. Получается стилистика контрастного душа - излюбленный прием Слаповского: «смешно… да, смешно, очень смешно… но почему так грустно? да нет, это совсем не смешно! … или все-таки смешно?».
«МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК». За персонажами просвечивают и Чацкий, и Лопахин - ими оказываются то переквалифицировавшийся в "нового русского" интеллигент- семидесятник, то бандит, рефлексирующий не хуже любого литератора. Здесь есть свой внутренний сюжет: автор издевается над общими местами великой русской, советской и постсоветской литературы.
Критика о Слаповском Мнение критиков о творчестве Слаповского неоднозначно. Одни объявили его кощунственным, легкомысленным и бездумным писателем. Другие же говорят о нем: «…пишет, как дышит. Легко, непринужденно, нескучно. И при этом так, что, с одной стороны, кажется банально, а с другой – многозначительно». В. Яранцев
Критика о Слаповском «Всем любителям отечественной прозы стоит следить за Слаповским. Он уникален, как всякий мастер…». И. Пронин «Мне кажется, что нет у нас сейчас более светлого и печального сочинителя, чем этот рассказыватель обыкновенных историй… мало кто так оптимистично, достойно и здраво воспринимает расползающуюся реальность». А. Немзер
Критика о Слаповском «Если вы - случайно - книг Слаповского еще не читали, то просыпайтесь и начинайте. Уже пора. Автор просто изумительный. Пишет самый настоящий фантастический реализм, в котором «безысходный оптимизм» сочетается с «испепеляющее светлым взглядом на жизнь». Интернет. Неизвестный автор
Слаповский. Признание. «БОЛЬШАЯ КНИГА».«БОЛЬШАЯ КНИГА». НАЦИОНАЯЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ Роман «Синдром Феникса» вошел также в список финалистов Национальной литературной премии «Большая книга» сезона года.
Слаповский. Признание. В шорт-листы Букеровской премии входили романы А. Слаповского «Первое второе пришествие» (1994), «Анкета» (1998), «День денег» (2000), «Качество жизни» (2004) и «Синдром Феникса» (2007).
Презентация составлена Бобачёвой Людмилой Валерьевной, учителем русского языка и литературы, МОУ «Гимназия 3» г. Воркуты год