..
Аннотация Проект разработан для обобщения темы «Птицы» с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц, на основе изученных тем по многообразии пернатых. Очень важно отметить неоценимое эстетическое значение птиц в жизни человека, увидеть роль пернатых в истории развития культуры: художественной литературы, музыки, изобразительного искусства.
Основополагающий вопрос Возможен ли мир без щебета птиц? Возможен ли мир без щебета птиц?
Проблемные вопросы 1.Можно ли по внешнему виду пернатого определить, к какой экологической группе он относится? 2.Как классифицировать птиц? 3.Почему птиц надо охранять?
Цели и задачи проекта ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности птиц различных экологических групп, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности птиц различных экологических групп, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека. РАЗВИВАЮЩАЯ: Закрепить и проверить умение узнавать изученных птиц, обосновывать их принадлежность к той или иной группе; применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд. Развивать умение приобретать знания самостоятельно. РАЗВИВАЮЩАЯ: Закрепить и проверить умение узнавать изученных птиц, обосновывать их принадлежность к той или иной группе; применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд. Развивать умение приобретать знания самостоятельно. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Развивать интерес к природе, ее изучению, способствовать экологическому воспитанию и образованию. Продолжить формирование умения работать в коллективе, умения слушать и выражать свою точку зрения, толерантности (умения принимать других такими, какие они есть). ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Развивать интерес к природе, ее изучению, способствовать экологическому воспитанию и образованию. Продолжить формирование умения работать в коллективе, умения слушать и выражать свою точку зрения, толерантности (умения принимать других такими, какие они есть).
Дидактические задачи Формирование экологической грамотности учащихся. Формирование экологической грамотности учащихся.
Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные Их тело покрыто перьями. Передние конечности превращены в крылья. Их тело покрыто перьями. Передние конечности превращены в крылья. Известно 8600 современных видов птиц.
Систематические группы птиц КЛАСС ПТИЦЫ надотряд пингвиныстраусовые типичные птицы
Экологические группы птиц по местам обитания Птицы леса Птицы болот, побережий и водоемов Цапля, аист, утки, гуси Большой пестрый дятел, поползень, синица, глухарь, тетерев Птицы степей и пустынь Африканский страус, дрофа, стрепет Птицы открытых воздушных пространств Ласточка, стриж Дневные хищники Орел, сокол, ястреб, коршун
Экологические группы птиц по местам гнездования гнездования Кроногнездные (синицы, корольки) Кроногнездные (синицы, корольки) Кустарниковые (поползни, пищухи) Кустарниковые (поползни, пищухи) Наземногнездящиеся (тетерева) Наземногнездящиеся (тетерева) Дуплогнездники (дятел) Дуплогнездники (дятел) Норники (береговые ласточки) Норники (береговые ласточки)
Сезонные перемещения птиц Оседлые – весь год живут в одной и той же местности (галка, сорока, синица) Оседлые – весь год живут в одной и той же местности (галка, сорока, синица) Кочующие – совершают перемещения из одной местности в другую в поисках корма. Постоянных мест зимовок и повторяющихся путей перемещения не бывает(дятлы, снегири, свиристели) Кочующие – совершают перемещения из одной местности в другую в поисках корма. Постоянных мест зимовок и повторяющихся путей перемещения не бывает(дятлы, снегири, свиристели) Перелетные – на зимовку и к местам гнездования летят сложившимися веками, перелетными путями (иволги, стрижи, ласточки) Перелетные – на зимовку и к местам гнездования летят сложившимися веками, перелетными путями (иволги, стрижи, ласточки)
Основные причины исторических перелетов птиц Ухудшение условий жизни (уменьшение количества и доступности кормов, появление снегового покрова, льда, исчезновение зеленой листвы) Ухудшение условий жизни (уменьшение количества и доступности кормов, появление снегового покрова, льда, исчезновение зеленой листвы) Уменьшение длины светового дня (предупреждение о понижении температуры) Уменьшение длины светового дня (предупреждение о понижении температуры)
Значение птиц Важное звено в природных экосистемах Важное звено в природных экосистемах Истребляют насекомых и мышевидных грызунов Истребляют насекомых и мышевидных грызунов Способствуют распространению растений Способствуют распространению растений Опыляют растения Опыляют растения Объекты спортивной и промысловой охоты Объекты спортивной и промысловой охоты Используются человеком в домашнем хозяйстве Используются человеком в домашнем хозяйстве
Охрана птиц
Птицы под охраной охраной
Просьба птиц Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть однаи не страшна Будет им зима. Будет им зима. Сколько гибнет ихне счесть, Видеть тяжело. Нелегко переносить птицам зимою стужу, трудно им в это время добывать корм. И мы должны помочь им. Каждый может сделать кормушку для птиц, это дело не хитрое. Кормушки лучше прикреплять на деревьях, желательно сделать грибок-навес, чтобы корм не заносило снегом. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть однаи не страшна Будет им зима. Сколько гибнет ихне счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть однаи не страшна Будет им зима. Сколько гибнет ихне счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть однаи не страшна Будет им зима. Сколько гибнет ихне счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин ИМ ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ Птицы- наши друзья. Мы их должны охранять и привлекать в наши сады,рощи, леса.Они охраняют зеленые насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса,радуют нас своими звонкими и красивыми песнями. Птицам зимой не так холодно, как голодно. В Чувашской Республике птиц насчитывается 270 видов. Большинство видов перелетные. Остаются зимовать примерно 40 видов. Птицы оставили нам на снегу свою просьбу. Ребята, давайте поможем птицам.
Структура учебно-методического проекта Визитная карточка Визитная карточка Дидактические материалы(диктант, тест, папка с фотографиями (птицы.ppt), кроссворд, викторина, конспект урока) Дидактические материалы(диктант, тест, папка с фотографиями (птицы.ppt), кроссворд, викторина, конспект урока)диктантптицы.pptкроссворд, викторина конспектдиктантптицы.pptкроссворд, викторина конспект Образцы работ учащихся презентация Образцы работ учащихся презентация буклет буклет буклет Методические материалы Методические материалы Критерии оценивания работ Критерии оценивания работ Критерии
Использованные ресурсы 1.Авилова К.А.Позвоночные животные., их изучение в школе. Птицы, -М.: Просвещение, 1985г. 1.Авилова К.А.Позвоночные животные., их изучение в школе. Птицы, -М.: Просвещение, 1985г. 2.Жизнь животных,- М.: Просвещение,1986,- т.6 2.Жизнь животных,- М.: Просвещение,1986,- т.6 Владышевский Д.В.В мире птиц,- Новосибирск,наука,1982 Владышевский Д.В.В мире птиц,- Новосибирск,наука,1982 Кай Карри-Линдил.Птицы над сушей и морем,- М.Мысль,1986 Кай Карри-Линдил.Птицы над сушей и морем,- М.Мысль, Электронный учебник «1С Репетитор» Электронный учебник «1С Репетитор»