Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Нормативно – правовая база Поручение Президента РФ о введении с 2012 года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от г. N Пр-2009; Письмо Министерства образования и науки РФ "Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» от г. N ; Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении методических материалов ОРКСЭ» от г. N МД-883/03; Письмо Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» от г. N МД-1427/03; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012 – 2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от г. 84-р; 2ОРКСЭ
Нормативно – правовая база Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утверждённый Министерством образования РФ от » от г. 69; Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерством образования РФ от » от Письмо Министерства образования и науки РФ «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» от г. МО-102/03; Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО- Югры «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от » от г ОРКСЭ
Основными задачами комплексного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. ОРКС Э4
Из стандарта начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики Изучение ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей: Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. ОРКСЭ5
6 Ответы на некоторые вопросы
1.Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе? Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии? Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях«Конституцией"Об образовании"Об основных гарантиях законом В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.статья 5 ОРКСЭ7
3. Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса? Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. ОРКСЭ8
4. Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика? В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).пунктом 3 статьи 15 Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. ОРКСЭ 9
Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики ОРКСЭ 10
Каждому обучающемуся предлагается для изучения 1 из 6 модулей (по выбору родителей с согласия обучающегося) ОУ самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса: на основе выбора модулей учащимися и их родителями, а также возможностей ОУ в организации образовательного процесса ОРКСЭ 11
Учебный модуль «Основы православной культуры» ОРКСЭ 12
Учебный модуль «Основы исламской культуры» ОРКСЭ 13
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» ОРКСЭ 14
Учебный модуль «Основы иудейской культуры» ОРКСЭ 15
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» ОРКСЭ 16
Учебный модуль «Основы светской этики» ОРКСЭ 17
ОРКСЭ18
ОРКСЭ 19
ОРКСЭ20