Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Перспективы современного медиаобразования в документах ЮНЕСКО Презентацию подготовила к.п.н., доцент И.В. Челышева Таганрог 2009
Парижская программа 12 рекомендаций по медиаобразованию (принята на конференции ЮНЕСКО, Париж,, июня 2007 года)
Основные положений Грюнвальдской Декларации ЮНЕСКО Разработка всесторонних программ по медиаобразованию на всех образовательных уровнях. Подготовка педагогов в области медиаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтересованных лиц и организаций в социальной сфере. Проведение исследований в области медиаобразования и распространение их результатов с помощью сетевого вещания. Международное сотрудничество в области медиаобразования.
I. Разработка всесторонних программ по медиаобразованию
медиаобразование рассматривается в контексте экономической и социальной среды, испытывающей значительные изменения вследствие интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий
Медиаобразование применимо ко всем видам медиа независимо от используемых технологий. Вследствие этих перемен медиаобразовательная практика обогащается новыми умениями, относящимися к сфере информационных знаний и интерактивной коммуникации, включая социальные, правовые и этические аспекты
Основополагающие задачи концепции медиаобразования:
предоставлять доступ ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни
развивать умения критического анализа получаемых сообщений как новостных, так и развлекательных программ для развития способности быть независимыми и активными пользователями
поощрять производство, творчество и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации
2. Укреплять связи между медиаобразованием, культурным разнообразием и уважением прав человека курс обучения можно будет адаптировать к разнообразию культурных, образовательных, социальных и экономических контекстов, с тем, чтобы избежать принятия моделей несоответствующих местным условиям
Практика развития международных обменов по вопросам медиаобразования в условиях феномена глобализации будет благоприятствовать межкультурному пониманию и продвижению национальных культур Медиаобразование будет способствовать доверию между людьми, развивать чувство ответственности в гражданском обществе, а также являться частью граждановедения и правоведения
3. Определить основные медиаобразовательные умения и систему оценивания основные знания и умения, приобретённые в базовом и междисциплинарном контекстах должны быть специфичны для каждого уровня школьной системы. Их оценивание следует принимать во внимание как учащимся, так и педагогам в ходе обучения
Эти программы следует компилировать и анализировать в ходе сравнительного изучения, что будет способствовать выявлению общих черт и различий; они будут способствовать также чёткому структурированию медиаобразования и повышению эффективности этого курса
II. Подготовка педагогов в области медиаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтересованных лиц и организаций в социальной сфере
4. Интегрировать медиаобразование на начальном этапе подготовки педагогов Начальная подготовка педагогов является ключевым элементом системы и должна включать как теоретические аспекты, так и практические навыки. Подготовка педагогов должна быть основана на хорошем знании медийных потребностей молодёжи. В современном быстроменяющемся мире эта подготовка должна опираться как на знания, приобретённые в вузе, так и на самообразование.
5. Развивать эффективные педагогические методы Приоритетной задачей является выявление новых «активных» методов, требующих пересмотра роли самого учителя, предполагающих более активное участие учащихся, а также установление гораздо более тесных связей между школой и внешним миром. Следует развивать тесное сотрудничество между педагогами и учащимися в любых формах: от производства печатных руководств до совместной работы в цифровых форматах
6. Мобилизовать всех заинтересованных лиц в рамках образовательной системы Интеграция медиаобразования в образовательную систему должна объединить всех заинтересованных лиц. Осведомлённость лиц, ответственных за составление учебных программ, директоров школ, руководителей образовательных структур должна возрасти, чтобы в итоге они смогли взять ответственность за принятие решений для легализации вышеуказанных действий
В рамках региональных и национальных представительств для реализации значимых медиаобразовательных инициатив в администрации органов образования должны быть эксперты в области медиа и медиаобразования
7. Мобилизовать всех заинтересованных в социальной сфере. Медиаобразование не может быть ограничено только рамками школы, в нём также должны быть заинтересованы родители, различные ассоциации и медийные профессионалы. Если медиаобразование будет продвигаться от стадии эксперимента к стадии инновационного внедрения, то родители совместно с общественными организациями должны содействовать его внедрению в школьные и внешкольные учреждения
8. Выделить место для медиаобразования в рамках образования в течение всей жизни человека. Медиаобразование предназначается не только для молодых людей, но также и для взрослых, для которых медиа - основной источник информации и знаний. В этом контексте медиаобразование можно рассматривать как процесс качественного получения знаний на протяжении всей жизни.
III. Проведение исследований в области медиаобразования и распространение их результатов с помощью сетевого вещания
9. Развивать медиаобразование и исследования в высшей школе Медиаобразование может осуществляться в рамках междисциплинарных исследований (образования, информационных и коммуникационных наук, социологии и т.д.). Оно должно развиваться в тесном взаимодействии с изучением педагогических инноваций, роли и влияния технологий в образовании (особенно дистанционного образования), так как все они основываются на граждановедении, правах человека
10. Создать обмен сетевого вещания Необходим обмен возникающими вопросами и проблемами с тем, чтобы внести необходимые изменения в систему медиаобразования. Сетевое вещание исследователей, организованное по тематическим группам на региональном, национальном или международном уровнях, будет способствовать такому обмену..
V. Международное сотрудничество в области медиаобразования
11. Организовывать и проводить значимые медиаобразовательные международные обмены Международные обмены должны иметь стимул и быть хорошо организованы, с тем, чтобы распространять лучшие практические разработки, понимать своеобразие конкретной ситуации и поощрять различные виды сотрудничества. Такая авторитетная организация как ЮНЕСКО, а так же региональные организации Европы, Совет Европы и Европейский Союз способны сыграть важную роль в поддержании локальных инициатив и координации действий
12. Поднять значимость и мобилизовать политиков, ответственных за принятие решений Медиаобразование не может получить широкого распространения без принятия усилий по увеличению информированности людей и мобилизации всех заинтересованных, в частности политиков высокого уровня, ответственных за принятие решений во всех странах мира
Инициативы ЮНЕСКО в сотрудничестве с Советом Европы и Европейским Союзом: международная компания, направленная на информирование о важности медиаобразования для обучения граждан XXI столетия; встречи министров образования на международном уровне с целью мобилизации усилий в защиту интеграции медиаобразования в образовательную политику
вовлечение (при поддержке ЮНЕСКО) клубов и школьных сетей в медиаобразовательные события, а ещё лучше, проведение фестиваля медиапродукции, созданной молодежью; создание кафедр ЮНЕСКО по медиаобразованию, которые будут поддерживать исследователей в конкретных регионах и обеспечивать как теоретическими, так и практическими разработками в области медиаобразования во всём мире.