«Взаимодействие семьи и школы на современном этапе» Выступление учителя начальных классов Васильевой А.Г. на РМО учителей начальных классов Октябрь 2010
В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.
Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему? Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья… Посмотрите на семейные фотографии великих людей…
Семья – это связь поколений. В традициях русской семьи – большое количество детей.
Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что семья - самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, обогреют, пожалеют, если огорчён, защитят, если обижен. В семье человек приобретает первые знания о мире и людях, его населяющих. По праву можно сказать, что всё начинается с семьи!
Задачи взаимодействия семьи и школы. 1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. 2. Консультативная - совместный психолого- педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей : родительские собрания; коллективные и индивидуальные консультации; беседы и лекции (как учителя, так и родителей) работу с родительским комитетом; привлечение родителей к классным мероприятиям; индивидуальная помощь семьям; коллективная творческая деятельность.
Свою работу с родителями строю согласно следующим законам: Быть всегда образцом Человека для детей; Быть для детей старшим другом; Верить в ребёнка, проявлять терпение; Искать и развивать индивидуальные богатства души каждого ребёнка; Бороться за доброе отношение к ребёнку всех окружающих его взрослых.
В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки: «Ничего не нужно. Только Терпение. И скромность. Мир в сердце. Тишина. Немного понимания, внимания к «Другому»… Нужна любовь. Потому что без любви Вы будете просто очень ловки… Спросите у своей совести. Должно быть, в Вас осталась Нервозность, плохое настроение, злость. Ребенок не ошибается, он возвращает Вам ваше изображение.» Ф. Лебойе