И снова в школу, или как помочь пятикласснику…
Как показывает практика, большинство детей переживают это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что уже не маленькие. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают младшим друзьям о своих новых учителях. Кроме того, большинство детей, в переходе в пятый класс, видят новый шаг начать заново свою школьную жизнь.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. По результатам тестирования детей можно установить, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – это сложный период не только для ребенка, но и для учителей и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. В этот период у ребенка появляются новые проблемы в школе, такие как: - много разных учителей (их надо всех запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); - непривычное расписание; - много новых кабинетов; - новый классный руководитель; - в начальной школе – мы уже большие, а в средней снова маленькие; - проблемы со старшеклассниками. Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо младший подросток умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В адаптационный период дети могу быть более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособно сть, они могут стать забывчивыми, неорганизован ными, иногда нарушается сон, аппетит… У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы.
Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. Многие пятиклассники часто посещают первый класс, где работает их первая учительница. Это может быть вызвано желанием вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации. Для кого-то это желание утвердить себя как старшего по сравнению с первоклассниками. Поэтому родителям важно укрепить у младшего подростка чувство взрослости, помочь ему освоить эту новую позицию.
Родителям важно быть более внимательным к своему ребенку, чтобы ребенок ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых: - помните, что у вашего ребенка тоже есть проблемы. Дайте ему возможность выговориться, спокойно обсудите сложные конфликтные ситуации, подскажите, как правильно поступить в том, или ином случае. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Разговор нужно вести на спокойных и ровных тонах; - никогда не высказывайте в присутствии ребенка вашего опасения относительно начала обучения в 5-ом классе. Ваша тревога и опасение обязательно передадутся ребенку и послужат формированием школьной тревожности – устойчивого состояния тревоги страха в отношении всего, что связано со школой и учением; - пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него; - на первых порах ребенку важно ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению школьной мотивации. Поэтому чаще хвалите своих детей за результат деятельности; - создавайте условия для самостоятельности в поведении ребенка. У ребенка непременно должны быть обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
- обсуждайте с ребенком школьные дела, учебу, отношения с друзьями, т.е. проявляйте искренний интерес к школьной жизни вашего ребенка; - помогите ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей- предметников; - никогда не обсуждайте с детьми учителей, формируйте положительное отношение ребенка к школе; - регулярно беседуйте с классным руководителем об успеваемости вашего ребенка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми; - большое значение имеет правильный режим дня: ребенку необходим полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, желательно ограничить время пребывания перед компьютером и телевизором; - помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Выполняя домашнее задание помогайте ребенку самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, а не подсказывайте их сами; - верьте в своего ребенка, опирайтесь на его реальные возможности, обеспечьте ему эмоциональный комфорт дома; - проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так! Тогда и у вас и у ваших детей будет меньше проблем!
САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА!