Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Цель диагностики: Диагностическая деятельность, осуществляемая школьным психологом, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьника, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. В ходе диагностического минимума выявляются особенности развития всех школьников обследуемой параллели. В процессе углубленных обследований, в ходе которых уточняется происхождение различных психолого-педагогических трудностей школьника, могут анализироваться другие параметры статуса школьника. На основе результатов диагностики строится коррекционно- развивающая работа.
Задачи: Определение актуального уровня развития. Определение сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы. Раннее выявление профессиональных интересов. Осуществление мониторинга личностного развития обучающихся, с помощью наблюдений, психодиагностики, тестирования. Информирование администрации, учителей по результатам психологического мониторинга. Участие в поурочной диагностике. Выработка рекомендаций по результатам диагностики педагогам, родителям и обучающимся. По результатам диагностики выработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Схема «психологические диагностики в начальной школе» Диагностики Обследование дошкольников на этапе приема в школу Обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде Мониторинг сформированности познавательной деятельности Исследование учебной мотивации Диагностика развития интеллекта Мониторинг сформированности эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся Изучение тревожности Изучение межличностных отношений Психодиагностика склонностей к девиантному поведению Углубленное психологическое обследование обучающихся Посещение уроков
1. Обследование дошкольников на этапе приема в школу Цель: выявить психологическую готовность детей к школьному обучению. Выявляется интеллектуальная, мотивационная и личностная готовность к школе. Интеллектуальная готовность подразумевает выявления уровня развития ряда видов мышления (логическое, интуитивное, образное, понятийное, абстрактное), памяти (речевая, зрительная), развитие речи, скорости переработки информации, внимательности, зрительно-моторной координации. Мотивационная готовность подразумевает выявления эмоционального отношения к школе будущих первоклассников. Личностная готовность подразумевает выявление уровня тревожности, работоспособности (энергетики), эмоционального состояния (настроения), взаимоотношения в семье.
Результаты готовности детей к школе представляются педагогам, с которыми проводятся индивидуальные и групповые консультации. Целью, которых становится разбор индивидуальных особенностей, актуальных возможностей первоклассников и на основе этого вырабатываются дифференцированные подходы к обучению детей.
2. Обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде Цель: изучение особенностей адаптации к новой социальной среде, выявление группы детей с риском школьной дезадаптации. Результаты сообщаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме об адаптации первоклассников. Целью, которого является подведение итогов первичной адаптации обучающихся к первому классу. Определение путей помощи дезадаптантам. Выявление возможных причин дезадаптации.
3. Мониторинг сформированности познавательной деятельности Цель: определение уровня сформированности познавательной деятельности, через определение уровня учебной мотивации, диагностики развития интеллекта. Результаты представляются педагогам, с которыми проводятся индивидуальные и групповые консультации. Целью которых является выработка программы работы с каждым обучающимся.
3.1 Исследование учебной мотивации Выявление ведущих тенденций в сфере отношений обучающихся класса к школьному обучению и прослеживание динамики в данной сфере.
3.2 Диагностика развития интеллекта Цели: Отслеживания динамики умственного развития обучающихся. Выявление неблагополучных в плане умственного развития обучающихся, нуждающихся в коррекции умственного развития. Определение причин школьной неуспеваемости.
4. Мониторинг сформированности эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся Цель: получение достоверной информации о социально-психологическом статусе обучающихся. В процессе сравнения полученных результатов системы психолого-педагогических требований могут быть определены сферы преимущественной локализации проблем обучающихся, сделанные обоснованные предположения об их источниках; при необходимости осуществляется углубленное исследование.
4.1 Изучение тревожности Цель: изучение уровня тревожности у обучающихся и интерпретация факторов (синдромов) тревожности.
4.2 Изучение межличностных отношений Цель : изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребёнка; оценить психологический климат в классе; отследить динамику в данной сфере.
4.3 Психодиагностика склонностей к девиантному поведению Цель: определение склонности к нарушению норм и правил, склонности к агрессии и склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению.
5. Углубленное психологическое обследование обучающихся Цель: выявление внутренних психологических конфликтов, понимание причин и поиск их разрешения. Выявление особенностей проблем в познавательной сфере в рамках возрастной нормы умственного и личностного развития.
6. Посещение уроков Цель: наблюдение за тем, как выданные рекомендации для обучающихся помогают развивать или корректировать те или иные нарушения или недостатки в развитии детей и при недостаточной эффективности воздействия, подобрать более точные рычаги управления обучением и воспитанием детей.