Готовность ребёнка к обучению и адаптация в школе Учитель начальных классов Князева Р. В.
Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребёнка учебный год. С замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких ещё маленьких и беззащитных малышей в школу. Что их ждёт впереди?
O Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки. O Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребёнком.
O В чём же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
O Как же психологически подготовить ребёнка к школе?
O Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. O Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
O Следующим условием успешной учёбы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности.
O При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
O Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребёнка, можно предложить ему методику «Лесенка».
O Для будущего школьника в определённой степени важна усидчивость.
O Кроме всего перечисленного, ребёнок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
O Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Несколько коротких правил Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка. Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
Учите ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь. Будьте честны в оценках своих чувств к ребёнку. Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно. Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
Совет родителям: Не запугивать ребёнка школой! O Постарайтесь создать общий положительный образ школы. Почаще рассказывайте малышу о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристских походах и самое главное – о том новом и интересном, что может открыть только школа. O В то же время не переусердствуйте, не идеализируйте школьные будни. Ребёнок должен знать: учёба – не только радость, но и упорный труд. Без усидчивости, аккуратности, без старательности и прилежания успеха не добьёшься.
Что нужно сделать, чтобы получение знаний было радостным Детям: O Внимательно слушать учителя O Побольше заниматься O Прислушиваться друг к другу O Вовремя садиться за уроки O Делая уроки, заглядывать в дневник O Собирать портфель, сверяясь с дневником O Получать вознаграждение за хорошую учёбу O Отдыхать
Родителям: O Помогать детям делать уроки O Не кричать из-за двоек O Проверять тетради и дневники O Уделять детям больше внимания O Помогать детям соблюдать режим O Воспитывать уважение к учителю O Воспитывать доброе отношение друг к другу O Быть терпимыми к детям O Слушать учителя O Найти индивидуальный подход к своему ребёнку O Активно участвовать в жизни класса O Исключить физическое наказание O Вознаграждать детей за хорошую учёбу