Информатизация школы и школы-новаторы Александр Юрьевич Уваров Вычислительный центр Российской академии наук, г. Москва
Московская школа 1567, 1998г.
На пути к новой школе: развитие техносферы Развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды
Классно-урочная система обучения (КУСО) Традиционный Учебный класс Традиционный Учебный класс «Современный» учебный класс
Время индивидуализированной системы обучения (ИСО) «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования» Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 г. Близкие по духу заявления делают политики в большинстве развитых стран мира
Время индивидуализированной системы обучения (ИСО)
Чем хороша КУС? Чем плоха КУС? Какой шаг в развитии школы нам нужен?
Требования к ИСО Обеспечивает устойчивость образовательного процесса, Создает условия для систематического использования формирующей и констатирующей оценки результатов, Включают классно-урочную систему в качестве частного случая, успешно поддерживает учебную работу в ее рамках, Естественно решает организационные задачи, связанные с индивидуализацией учебной работы, формированием и использованием УУД, Обеспечивает успешную реализацию образовательного процесса в соответствии с новым образовательным стандартом, гарантирует достижение каждым учащимся образовательных результатов, Учитывает существующие ограничения (люди, средства).
Цифровые инструменты ИСО: ИКТ-насыщенная образовательная среда Личные и общие календари Контроль исполнения Задачи и задания в т.ч. по э- почте Различные представления (день, неделя, …) Средства коллективной работы: ? Outlook и Exchange Server … ? CRM …
Цифровые инструменты для поддержки совместной работы Система индивидуальных расписаний по мероприятиям: – Общие для всей школы – Общие для учебного предмета, куратора – Индивидуальные для школьника, педагога, администратора Система индивидуальных заданий и отчетности об их выполнении Индивидуальный анализ выполнения индивидуальных расписаний. Рефлексия учебной работы Оценка результативности работы по каждому мероприятию (учащиеся, учителя, администрация)
Учитель, класс Учащийся Школа Регион Изменения в работе учащегося (тренажер) Изменения в работе учителя и группы учащихся (мультимедиа презентации) Изменения в работе школы (день проектов) Изменения в работе образовательной системы (индивидуализация образовательного процесса) Масштабы преобразований поддержанных ИКТ
Технологическая модель «1 ученик :1 компьютер» оснащение школы средствами ИКТ Цифровые инструменты учебной работы в ИСО
Изменения образовательного процесса доминирует индивидуальная и групповая работа (включая: самоконтроль и работа с Ц О Р) систематическая работа учащихся в малых группах и проведение текущей взаимной оценки результатов учебной работы учение в сетевых учебных сообществах (Интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.) сетевые социальные сервисов для общения, совместной работы с текстами (в широком смысле слова) и ведения совместных архивов личные портфели учебных достижений доминирует индивидуальная и групповая работа (включая: самоконтроль и работа с Ц О Р) систематическая работа учащихся в малых группах и проведение текущей взаимной оценки результатов учебной работы учение в сетевых учебных сообществах (Интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.) сетевые социальные сервисов для общения, совместной работы с текстами (в широком смысле слова) и ведения совместных архивов личные портфели учебных достижений
Иерархия личных учебных целей школьника
Принятие личных целей учебной работы Выполнение учебной работы ( с формирующей оценкой) Представление результатов по теме Итоговая оценка учебных достижений Переживание успеха и стремление к новой учебной работе Цикл индивидуализированной учебной работы
Ступени Ступени 1–20 овладение обязательным материалом Ступени 21–35: овладение материалом на «Отлично» После 35-й ступени: овладение материалом за пределами школьного курса Английский Шведский Математика Другие языки Естествознание Гуманитарные Экономика Физкультура Искусства Ступени освоения материала и учебные курсы Kunskapsskolan, Швеция (
Решение «вечных» проблем школы достижение высоких образовательных результатов (в том числе, новых) каждым из школьников, предоставление каждому учащемуся равного доступа к качественному образованию, безболезненное обновление содержания, методов и организационных форм работы интеграция учебных дисциплин (межпредметные связи) и взаимодействие между преподавателями различных предметных областей, управление качеством учебно-воспитательной работы в школе достижение высоких образовательных результатов (в том числе, новых) каждым из школьников, предоставление каждому учащемуся равного доступа к качественному образованию, безболезненное обновление содержания, методов и организационных форм работы интеграция учебных дисциплин (межпредметные связи) и взаимодействие между преподавателями различных предметных областей, управление качеством учебно-воспитательной работы в школе
r.aspx?listname=ITNFeaturedArticle&itemid=28 Программа инновационных школ
Двигайся не быстрее, чем бежишь Помни о конечной цели Держиcь верного направления Не останавливайся Наслаждайся движением Непрерывное совершенствование работы школы (MS PiL ISP)
Восемь мастерских, которые помогают преобразовывать школу. Каждая мастерская задает рамку, включает выработку идей, мероприятий, содержит ссылки на полезные ресурсы. Материалы для проведения мастерских включают опыт лучших в мире школ-новаторов. Мастерские легко адаптировать к условиям своей школы. Ресурсы для трансформации школы (MS PiL ISP)
Ежемесячный виртуальный университет: Personalization: Individual Learning JourneysPersonalization: Individual Learning Journeys Student Voice Living and Learning in a Global CommunityLiving and Learning in a Global Community Innovative Teaching and LearningInnovative Teaching and Learning Exploring Emerging TechnologiesExploring Emerging Technologies Designing Schools for the Creative AgeDesigning Schools for the Creative Age Ресурсы для трансформации школы (MS PiL ISP)
Мастерская: Освоение лидерских качеств Развитие лидерских качеств у всех участников образовательного процесса – ключевое условие успешной трансформации школы. Майкл Фуллан Ресурсы для трансформации школы (MS PiL ISP)
Ежегодные всемирные форумы программы: Октябрь 2009 : Санта Крус, Бразилия Октябрь 2010: Кейптаун, ЮАР Октябрь 2011: Вашингтон, США Ресурсы для трансформации школы (MS PiL ISP)
( ) Ресурсы для трансформации школы (MS PiL ISP)
Информатизация школы и школы-новаторы Александр Юрьевич Уваров Вычислительный центр Российской академии наук г. Москва