Роль методических служб в создании системы работы по распространению опыта участников конкурсов ПНПО Роль методических служб в создании системы работы по распространению опыта участников конкурсов ПНПО Кускова Марина Валентиновна, к.п.н., проректор по учебно-методической работеТОГИРРО
Победители ПНПО в Тюменской области 96 школ 324 учителя 26 муниципальных образования Победители ПНПО в Тюменской области 96 школ 324 учителя 26 муниципальных образования Уровни работы по распространению опыта: Муниципальный Межмуниципальный Зональный Областной Уровни работы по распространению опыта: Муниципальный Межмуниципальный Зональный Областной
Презентации, доклады, статьи в педагогических и предметных журналах, проспекты, информирующие об опыте школ Обучение руководителей ОУ, педагогов Обобщение опыта работы ОУ, педагогов- новаторов, педагогов-победителей ПНПО Научное руководство, научное консультирование, кураторство опытно-экспериментальной и инновационной деятельности мастер-классы; педагогические мастерские; выступления учителей и руководителей ОУ; семинары-практикумы; социально-общественные презентации; конференции; открытые уроки. Семинары для руководителей ОУ на базе школ-ОЭП; Консультации; Постоянно действующие семинары на базе школ-ОЭП. Методические разработки Научно- методическая помощь Сопровождение Система распространения и сопровождения передового опыта
Система работы: 4 по следующим направлениям : муниципальный накопление, обобщение, экспертиза и трансляция продуктов инновационной деятельности лучших школ и учителей включение деятельности по распространению опыта в муниципальные программы развития образования формирование благоприятной мотивационной среды, стимулирующей активность участия образовательных учреждений в освоении продуктивных образцов инновационной деятельности поддержка и развитие всех форм взаимодействия образовательных учреждений – победителей ПНПО ( создание Ассоциации школ-победителей ПНПО; тематических клубов, лабораторий инновационного опыта; проведение обмена опытом инновационной деятельности и деятельности по распространению ценного опыта и др.); организация широкого информирования и пропаганды в СМИ результатов распространения опыта победителей конкурсов ПНПО тьюторская поддержка школ и учителей, осваивающих инновационный опыт победителей ПНПО
Направления инновационных программ - Воспитание и социализация - Развивающее обучение - Проектные формы - ИКТ - Профильное обучение - Психолого-педагогическая поддержка - Школы полного дня - Государственно-общественное управление - Здоровьесеберегающие технологии 5
6 6 Апробация учебно-методических комплектов начальной школы Информатизация образовательного процесса Профильное обучение Внедрение современных технологий обучения и воспитания Управление образовательными процессами Развитие сельских школ Обеспечение качественного образования Направления инновационной и экспериментальной деятельности
Содержательные ориентиры Тюменская область – регион-консультант для субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Привлечение участников и победителей конкурса для распространения опыта работы ОУ по направлениям КПМО 7
РАСПРОСТРАНИТЕЛИ: 8 федеральные, областные и муниципальные инновационные площадки реализационного, экспериментального и научно-методического типа (156); педагоги – авторы программ и проектов со статусом инновационных; учебно-методические и опытно- экспериментальные площадки института развития образования (34); муниципальные опорные школы, методические площадки муниципальных методических служб (102) субъекты системы, осуществляющие опытную, экспериментальную работу по собственной инициативе или по заказу органов управления образования, института развития образования, участвующие в повышении квалификации педагогов и распространении собственного педагогического опыта образовательные учреждения и педагогисубъекты системы, считающие свой опыт инновационным, передовым, инициирующие его распространение победители конкурсов, в том числе в рамках ПНПО субъекты системы, инициирующие распространение опыта, оцененного экспертами ассоциация победителей конкурса «Учитель года Тюменской области» общественная организация участников, лауреатов и победителей конкурса «Учитель года»
Опытно-экспериментальные и инновационные площади Тюменской области
Опытно-экспериментальные и инновационные площадки – победители ПНПО 29 городских 43 сельских 72 – опытно-экспериментальные и инновационные площадки (федеральные, областные, муниципальные)
«Продукты» инновационного опыта - Методические рекомендации - Документы - Концепции программ развития - Галереи победителей - Систематический каталог адресов инновационной практики 11
Формы передачи опыта 1. открытые уроки 2. разовые семинары 3. мастер-классы 4. создание банков данных 5. презентации 6. постоянные семинары 7. конференции 8. публичные доклады 9. издание методических материалов 10. размещение на сайте 11. выставки 12. круглые столы 12
13 - Создание муниципальной сети взаимодействия учителей, ОУ; оказание всех видов помощи; - Обучение управленческих команд школ, осваивающих инновационный опыт; - Распространение опыта с помощью каскадной модели; - Создание НМЦ, опорных ОУ на базе школ- победителей; - Тьюторское сопровождение школ-потребителей инновационного опыта - Создание муниципальной сети взаимодействия учителей, ОУ; оказание всех видов помощи; - Обучение управленческих команд школ, осваивающих инновационный опыт; - Распространение опыта с помощью каскадной модели; - Создание НМЦ, опорных ОУ на базе школ- победителей; - Тьюторское сопровождение школ-потребителей инновационного опыта Инициативы муниципальных методических служб
Организация диссеминации Документы: Программы развития муниципального уровня Методические рекомендации Планы распространения опыта победителей Консультационные пункты на базе школ: Положение о КП План мероприятий Банк материалов Информационные технологии Участие специалистов из научно-методических центров Документы: Программы развития муниципального уровня Методические рекомендации Планы распространения опыта победителей Консультационные пункты на базе школ: Положение о КП План мероприятий Банк материалов Информационные технологии Участие специалистов из научно-методических центров 14
15 Информационная поддержка Сайт Министерства образования Публикации в «Учительской газете», журналах «Народное образование». «Национальный проект «Образование», «Директор школы». Сайт ТОГИРРО Местные СМИ Информационная поддержка Сайт Министерства образования Публикации в «Учительской газете», журналах «Народное образование». «Национальный проект «Образование», «Директор школы». Сайт ТОГИРРО Местные СМИ Организация диссеминации
ОриентирыОриентиры 1. Не превращать в самоцель 2. Формировать механизмы стимулирования 3. Усилить внимание к отбору объектов диссеминации, экспертизе разработок 4. Стимулировать процессы самоорганизации и «сетеобразования» (модель самообучающейся организации) 5. Расширять программы подготовки тьюторов, школьных команд 6. Создавать новые банки «лучших практик» 7. Создавать консультационные пункты 1. Не превращать в самоцель 2. Формировать механизмы стимулирования 3. Усилить внимание к отбору объектов диссеминации, экспертизе разработок 4. Стимулировать процессы самоорганизации и «сетеобразования» (модель самообучающейся организации) 5. Расширять программы подготовки тьюторов, школьных команд 6. Создавать новые банки «лучших практик» 7. Создавать консультационные пункты 16
Спасибо за внимание!