Развитие региональной системы оценки качества на муниципальном уровне
Афоризм дня Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Правило Сенеки для кормчего)
Актуальность вопроса 1.Стратегические задачи российской образовательной политики. 2.Новая модель развития образования до 2020года: -к 2012 году- создание системы оценки, построенной на выборочном статистическом анализе -к 2015 году- создание единой добровольной цифровой системы учета образовательных достижений и т.д.
Актуальность вопроса 3.СОКО: -подсистема, обеспечивающая управление качеством образования по результатам; -информационная подсистема, в которой циркулирует информация о качестве образования в рамках процесса сбора, обработки, хранения, анализа и представления (визуализации).
Вывод Создание РСОКО (МСОКО, ШСОКО) – объективная необходимость для совершенствования управления качеством образования.
Суть муниципальной системы оценки качества (далее МСОКО) составная часть региональной системы оценки качества образования (РСОКО); инструмент индикативного управления муниципальной системой образования.
МСОКО создание информационно - технологической основы развитие государственно- общественной модели мониторинг развития образования реформирование организационной структуры Модернизация управления осуществляется через
Проблемы (по оценке ИРО) не решены задачи обеспечения отработки структуры и технологии внедрения МСОКО в полном объеме; не завершена, а в некоторых системах не осуществляется, работа по формированию механизмов управления образовательной системой на основе данных оценки качества образования; не разработана нормативная база создания и функционирования МСОКО ( концепция, положения, инструкции и т.д.);
Проблемы не разработаны школьные системы оценки качества образования, которые были бы интегрированы в муниципальную, т.е. позволяли бы осуществлять экспорт и импорт данных из одной системы в другую; оценочные и диагностические процедуры на муниципальном уровне носят, как правило, фрагментарный бессистемный характер ; отсутствуют организационные структуры, осуществляющие координационные, информационно- методические и аналитические функции в процессе оценки качества образования на муниципальном уровне;
Проблемы применяемый диагностический инструментарий не в полной мере отвечает принципам валидности, иерархичности, объективности, прозрачности; не сформировано экспертное сообщество (в том числе общественное) на муниципальном уровне, способное осуществлять различные виды оценочных процедур; отсутствуют обоснованные индикаторы качества образования на муниципальном уровне, обеспечивающие эффективное управление функционированием и развитием муниципальной образовательной системы; не сформирован механизм создания рейтинговых систем оценки деятельности МОУ на основе кластерного подхода, способствующий созданию атмосферы конкурентного развития внутри муниципальной системы образования.
Модель МСОКО (принципы деятельности) 1.использование унифицированных стандартных показателей качества образования (достоверность сравнения); 2.использование объективных (преимущественно тестовых ) методов сбора информации; 3.применение квалиметрического подхода к обработке информации (вычисление интегральных показателей и индикаторов); 4. иерархичность показателей для оценки (РСОКО,МСОКО,ШСОКО); 5.включение в систему показателей не только традиционных статистических, но и показателей качества инновационных процессов;
Модель МСОКО (принципы деятельности) 6.включение в состав экспертов и экспертных советов независимых общественных наблюдателей и экспертов; 7.ориентация на три вида оценочных процедур: внешняя оценка, внутренняя оценка и самооценка; 8. открытость и доступность результатов оценочных процедур для потребителей.
Мониторинг качества предметных достижений обучающихся на различных ступенях обучения Комплексный мониторинг деятельности образовательного учреждения Мониторинг профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей современные образовательные результаты Управление по результатам Модель МСОКО (объекты оценочных процедур)
Задачи текущего момента 1.Создание муниципального Банка тестовых материалов. 2. Оценка учебных достижений обучающихся на муниципальном уровне (рубежная и итоговая). 3.Реализация рейтинговой системы в оценке ОУ. 4.Создание СОКО на уровне ОУ. 5.Реализация критериального подхода в оценке качества образования.
Основные этапы создания диагностического инструментария 1 Разработка тестовых заданий, составление педагогических тестов 2 3 Внутренняя и внешняя экспертиза педагогических тестов Апробация педагогических тестов
Задачи системы муниципального тестирования уровня образовательных достижений учащихся: получение данных об уровне образовательных достижений учащихся в отдельных предметных областях выявление зависимости образовательных достижений учащихся от условий образовательной среды определение эффективности учебно-воспитательного процесса в зависимости от условий образовательной среды выявление типичных затруднений учащихся формирование общих выводов и рекомендаций для конкретизации методик и технологий обучения по отдельным учебным предметам отбор учебно-методических комплексов, обеспечивающих высокие результаты учебно-воспитательного процесса оценка эффективности используемых и внедряемых образовательных программ, учебно-методических комплексов, технологий обучения уточнение и прогнозирование дальнейшей педагогической деятельности обеспечение принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях по улучшению качества образования
Оценка уровня учебных достижений Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ (общероссийский уровень). Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме (региональный уровень). Контроль качества образовательных результатов выпускников начальной школы (региональный уровень). Мониторинг качества овладения образовательными программами по русскому языку и математике обучающимися 10 классов с использованием программного комплекса «М-Тест» (муниципальный уровень).
Экспериментальные площадки Инновационные сети Массовая современная школа Экспериментальные площадки в ОУ Внедрение на муниципальном уровне Массовое внедрение в ШСОКО Траектория внедрения ПК «М-Тест»
Рейтинговая оценка уровня предметных достижений по результатам муниципальных предметных олимпиад; по результатам итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов ; по результатам мониторинга качества овладения образовательными программами
Районная информационная система Банк педагогической информации БПИ/МСОКО/ Рейтинг ЕГЭ ГИА Олимпиады: -Подготовка школьных команд -Результативность участия Тестирование 2 и 5
Создание ШСОКО оценка качества образования функционирует (в той или иной степени) в каждом ОУ; имеет проблемы, обозначенные ИРО для всей муниципальной системы; требует организации процесса развития и построения своей модели управления качеством образования (пример: Белореченская СОШ)
Реализация критериального подхода к оценке КО Алгоритм создания системы критериев для оценки образовательной деятельности рассматривался на семинаре в ноябре 2008 г. Отработка данного алгоритма для оценки эффективности воспитательного процесса в ОУ планируется в процессе работы нашей секции.
Этапы реализации Проекта (по планам ИРО) 1-й этап – годы: Создание организационной структуры муниципальной системы оценки качества образования. Разработка пакета нормативных документов, обеспечивающих деятельность МСОКО. Создание банка измерительных материалов для проведения оценки качества образования в ОУ по направлениям: образовательные достижения обучающихся, уровень профессиональной компетентности педагогов, интегральная характеристика качества образовательной деятельности МОУ. Проведение оценочных мероприятий в МОУ по направлениям, разработка индикаторов качества образования на муниципальном уровне.
Этапы реализации Проекта (по планам ИРО) Организация специального повышения квалификации кадров по вопросам оценки качества образования, экспертных и диагностических подходов в осуществлении педагогической деятельности. Разработка и принятие нормативно-правовых актов регионального и местного уровней, регламентирующих практику развития муниципальных систем оценки качества образования. Создание единого информационного банка данных по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
Этапы реализации Проекта (по планам ИРО) 2 этап – 2010 год: Реализация муниципальных моделей оценки качества образования. Проведение мониторинга эффективности мероприятий по созданию муниципальных моделей оценки качества образования. Приведение качества образования на муниципальном уровне в оптимальное состояние.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!!!