2011 г. Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор УМК по информатике и ИКТ для основной школы
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная инициатива «Наша новая школа») 2 СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛЕ:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Широкий спектр междисциплинарных связей на уровне понятийного аппарата и инструментария Направленность на формирование метапредметных и личностных результатов Значительный опыт формирования современных образовательных результатов ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА СЕГОДНЯ Отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
пересмотр содержания общего образования в целом развитие самой информатики как области знания развитие ИКТ и их широкое использование в образовательном процессе НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ КУРСА
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение основными общеучебными умениями информационно- логического характера владение умениями организации собственной учебной деятельности опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ) владение основными универсальными умениями информационного характера владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической; ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
в процессе изучения информатики создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования; информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе 13 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и старшая ступени), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета«Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания и умения школьников в области информатики и ИКТ. Этапы изучения информатики и ИКТ: начальная школа; 5–6(7) классы; 7(8)-9 классы; классы 14 НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ
формирование широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе изучения других предметов и в жизни; развитие образного, алгоритмического и логического мышления как основы для формирования общеучебных умений; освоение основ осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, формирование первичных представлений об основных объектах информатики. 15 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 16 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В 5-6(7) КЛАССАХ
формирование основ научного мировоззрения совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования 17 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В 8-9 КЛАССАХ
18 ПРИОРИТЕТЫ Мотивационные ресурсы Когнитивные ресурсы Операциональные ресурсы Начальная школа Старшие классы 5-6(7) классы
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ. ВКЛАД ИНФОРМАТИКИ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А.П. 20 ИНФОРМАТИКА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
21 УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ УМК нового поколения Печатная компонента Электронная компонента Локальные ресурсы Сетевые ресурсы Оборудование
22 УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
НОВЫЕ РЕСУРСЫ
СТРУКТУРА РЕСУРСОВ
25 ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
СИСТЕМА ПРОГРАММИРОВАНИЯ КУМИР Кумир работает в операционных системах Windows или Linux. Система Кумир распространяется свободно.
ОС LINUX
созданы на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного эксперимента содержат несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях 28 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
29 Концепция курса информатики и ИКТ в 5-7 класса Учебно-методическое обеспечение курса информатики Структура и содержание курса информатики и ИКТ в 5-7 класса Методы обучения и формы организации учебной работы по информатике и ИКТ в 5-7 классах Графические способы представления учебной информации Цифровые ресурсы для курса информатики и ИКТ в 5-7 классах Подходы к организации компьютерного практикума по информатике и ИКТ в 5-7 классах Избранные задачи в курсе информатики и ИКТ 5-7 классов Элементы логики в пропедевтическом курсе информатики и ИКТ Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики и ИКТ в 5-7 классах МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ПОДГОТОВКА К ГИА И ЕГЭ Государственная итоговая аттестация Единый государственный экзамен А1А2А3А4 А5А6А7А8 А9А10А11А12 А13А14А15А16 А17А18В1В2 В3В4В5В6 В4В8В9В10 С1С2С3С4
БУП, ФК ГОС, ПП ОСНОВНАЯ ИДЕЯ БУП, ФК ГОС, ПП ГИА 5
ПРИОРИТЕТЫ изучение фундаментальных основ информатики; реализация общеобразовательного потенциала курса «Информатика и ИКТ»; направленность на систематизацию, теоретическое осмысление и обобщение имеющегося у школьников опыта в области ИКТ; принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ-8 Название темыЧасы 1.Введение1 2.Информация и информационные процессы8 3.Компьютер как универсальное устройство работы с информацией 7 4.Обработка графической информации4 5.Обработка текстовой информации8 6.Мультимедиа4 Резерв учебного времени3 Итого:35
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ-9 Название темыЧасы 1.Введение1 2.Математические основы информатики12 3.Моделирование и формализация8 4.Основы алгоритмизации12 5.Начала программирования (язык Паскаль)16 6.Обработка числовой информации в электронных таблицах 6 7.Коммуникационные технологии10 Резерв учебного времени5 Итого:70
НАВИГАЦИЯ ПО УЧЕБНИКУ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, САМОЕ ГЛАВНОЕ
ЗАДАНИЯ, ИЛЛЮСТРАЦИИ
УЧЕБНИК – НАВИГАТОР В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ Каждый параграф учебника содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов ( collection.edu.ru/) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. collection.edu.ru/ Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещённой в конце каждого параграфа.
РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ Подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме Аналогичные задачи предлагаются в рубрике «Вопросы и задания» для самостоятельного решения В конце каждой главы учебника приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Для формирования навыков работы на компьютере в учебник включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах. Предусмотрено использование файлов-заготовок Разноуровневые итоговые работы: реферат, презентация, сайт.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ Набор ЦОР: презентации; интерактивные тесты; подборки ресурсов федеральных образовательных порталов
42 АВТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ