Диагностика нравственного проявления для старшего дошкольника и детей 1 класса Соколова Ирина Михайловна – учитель начальных классов МОУ Первомайская СОШ
Ориентир «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
высоконравственныйответственный творческий инициативный компетентныйЦель
Критерии нравственного проявления ребенка Диагностические средства Эмоциональное состояние Наблюдение Наблюдение Цветовой тест настроения Цветовой тест настроения Рисунок человека Рисунок человека
Эмоциональное состояние Преобладают положительные эмоции: ДаИногдаНет
Критерии нравственного проявления ребенка Диагностические средства Социально-личностное развитие ребёнка: сопереживание (эмпатия) проблемные ситуации на выявление уровня сопереживания проблемные ситуации на выявление уровня сопереживания Анализ детского рисунка Анализ детского рисунка Анкетирование педагогов и родителей на наличие эмпатии Анкетирование педагогов и родителей на наличие эмпатии
Уровни Характеристика проявления Высокий уровень Б - сам видит состояние окружающих и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке. А - сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке. Средний уровень по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, – Б – по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, эмоционально реагирует на него эмоционально, и - А - по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, действенно реагирует на него. Низкий уровень по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, но не реагирует на него (реагирует на эмоциональном уровне)
Критерии нравственного проявления ребенка Диагностические средства Любознательность// Познавательный интерес Проблемные ситуации Проблемные ситуации Наблюдение Наблюдение Вопросы, характеризующие интерес ребёнка к себе, к семье, к детскому саду, школе, к месту проживания, к природе малой родины, к культурному наследию малой родины Вопросы, характеризующие интерес ребёнка к себе, к семье, к детскому саду, школе, к месту проживания, к природе малой родины, к культурному наследию малой родины
Уровни Характеристика проявления Высокий уровень А - сам проявляет интерес к познанию окружающего мира, задает вопросы, обращается к разным культурным источникам, экспериментирует. Б - сам проявляет интерес к познанию окружающего мира, задает вопросы Средний уровень А – по инициативе взрослого, с желанием исследует объект, ищет ответы на поставленные вопросы Б - по инициативе взрослого ищет ответы на поставленные вопросы. Низкий уровень Не проявляет любознательность/познавательный интерес, не задает вопросы
Критерии нравственного проявления ребенка Диагностические средства Коммуникативное общение методики Н. В. Новоторцевой, Н. В. Новоторцевой, Н. В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Н. В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Е. О. Смирновой, Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой В. М. Холмогоровой
Уровни Характеристика проявления Высокий уровень А- легко вступает в общение, умеет договариваться (идти на компромисс), самоконтроль в действиях и эмоциях. Б - легко вступает в общение, высокий уровень самоконтроля в действиях и эмоциях. Средний уровень испытывает затруднения в общении со взрослыми, не конфликтен, слабый уровень самоконтроля в эмоциях и действиях. Низкий уровень А - не идет на контакт со сверстниками Б) не проявляет самоконтроля в действиях и эмоциях, конфликтен.