Лев Николаевич Толстой
Произведения Л.Н. Толстого О природе О людях, о детях вызывают чувства рассказысказкибасни О Родине художественные разножанровый научно- познавательные былибылины сообщают факты
Тест 1. Автор произведения «Черепаха»: а) Лев Кассиль; б) Алексей Толстой; в) Лев Толстой. 2. Определить жанр произведения «Черепаха»: а) рассказ; б) басня; в) очерк. 3. Рассказ «Черепаха»… а) художественный; б) научно-познавательный; в) документальный. 4. Подле леса Мильтон … а) начал лаять; б) стал торопиться лапами рыть яму; в) начал искать, поднял уши и стал принюхиваться. 5. Впереди его … а) ползла черепаха, величиною с блюдечко; б) бежала небольшая черепаха, величиною с шапку; в) двигалась большая черепаха.
6. Когда черепаха увидала собаку, она … а) спрятала ноги и голову и опустилась на траву; б) побежала и спряталась в траве; в) спрятала голову и замерла от страха. 7. Мильтон не мог прокусить её, потому что … а) стало жаль черепаху; б) я отнял черепаху; в) у черепахи на брюхе скорлупа, как и на спине. 8. Черепахи живут … а) в море; б) на земле и в воде, как ужи и лягушки; в) на земле. 9. Детей они выводят … а) личинками; б) икринками; в) яйцами. 10. Черепахи кладут яйца … а) на земле, и не высиживают их; б) в гнезде, и высиживают их; в) в воде.
1. Автор произведения «Черепаха»: а) Лев Кассиль; б) Алексей Толстой; в) Лев Толстой. 2. Определить жанр произведения «Черепаха»: а) рассказ; б) басня; в) очерк. 3. Рассказ «Черепаха»… а) художественный; б) научно-познавательный; в) документальный. 4. Подле леса Мильтон … а) начал лаять; б) стал торопиться лапами рыть яму; в) начал искать, поднял уши и стал принюхиваться. 5. Впереди его … а) ползла черепаха, величиною с блюдечко; б) бежала небольшая черепаха, величиною с шапку; в) двигалась большая черепаха. в, а, б, в, б,
6. Когда черепаха увидала собаку, она … а) спрятала ноги и голову и опустилась на траву; б) побежала и спряталась в траве; в) спрятала голову и замерла от страха. 7. Мильтон не мог прокусить её, потому что … а) стало жаль черепаху; б) я отнял черепаху; в) у черепахи на брюхе скорлупа, как и на спине. 8. Черепахи живут … а) в море; б) на земле и в воде, как ужи и лягушки; в) на земле. 9. Детей они выводят … а) личинками; б) икринками; в) яйцами. 10. Черепахи кладут яйца … а) на земле, и не высиживают их; б) в гнезде, и высиживают их; в) в воде. а, в, б, в, а
V – уже знал + – узнал новое ? – хочу узнать Лев Николаевич Толстой ( ) (Биография) Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел (мать умерла в 2 года, отец в 9 лет), воспитывали опекуны. Получил домашнее образование. Затем в1844 г. поступил в Казанский университет (при поступлении показал отличные знания «турецко-татарского языка»), где до 1847 г. изучал сначала восточные языки, затем юриспруденцию. Затем 4 года прошли в Ясной поляне, Москве, Санкт-Петербурге в попытках вести помещичье хозяйство, самостоятельно изучать юриспруденцию, музыку, в светских развлечениях. В 1848 г. в Санкт-Петербурге успешно сдал экзамены по 2 предметам на кандидата прав. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Служил добровольцем, затем юнкером в 4-ой батарее 20-й артиллерийской бригады. Здесь начал писать, уже в 1852 послал в журнал "Современник" первую часть повести "Детство". Участвует в стычках и походах русских войск на Кавказе. Присвоено звание прапорщика. Перевелся затем (в 1854) в Дунайскую армию в Бухарест, затем, когда началась Крымская война - в Крым. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями. В это время написаны «Севастопольские рассказы». Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой. В 1857 г. уезжает за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Он посещает Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. Лев Николаевич в 1880 году разрабатывает свое религиозное учение. Конфликт с семьей привел к уходу из Ясной Поляны. Через несколько дней, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии. Толстой умел разговаривать с детьми, знал множество сказок и историй. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, ведь его собственные интересы были очень разносторонними.
Музей – усадьба в Ясной Поляне
1.Определить, какой это рассказ: художественный или научно- познавательный? 2. Ответить на вопрос: Что поразило?
Что будет дальше ? Чем закончитс я рассказ ? Как могут развиваться события после финала? ОМ А
1.Определить, какой это рассказ: художественный или научно- познавательный? 2. Ответить на вопрос: Что поразило?
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова) Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Продолжение действия Заключение Развязка
Литературные приёмы: Сравнение Описание Противопоставление
О М Р=Г ч ч А
О М ч ч А Смелый, мужественный Находчивый, решительный Волнующийся, самоотверженно любящий Испуганные, беззащитные Радостные, веселые неопытные хищник, морское чудовище
1.Купальня в парусе /спокойствие 2.Мальчики в открытом море /волнение 3.Акула /тревога, страх 4.Выстрел / ужас 5.Дети спасены /радость и облегчение
1. Написать имя существительное по теме имени прилагательных слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы.
1. Рассказ 2. Художественный, интересный 3. Вызывает, заставляет, учит 4. Художественный рассказ вызывает чувство. 5. Любовь
Домашнее задание Учебник с. 4 – 6 прочитать, составить рассказ об отце или подготовить пересказ текста
Автор презентации: Буйвол Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «НОШ 14», г. Биробиджан. Автор слайдов 9, 10 – Лазарева Л.А., Рига, 2009 г.