Выполнила: Ефлютина И.А. – учитель начальных классов МОУ «Ивановская СОШ» Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе Антонина Сергеевна Матвиенко
Психологическая готовность - это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Антонина Сергеевна Матвиенко
Структура психологической готовности личностная волевая интеллектуальная Антонина Сергеевна Матвиенко
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Антонина Сергеевна Матвиенко
Волевая готовность Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Антонина Сергеевна Матвиенко
Интеллектуальная готовность Антонина Сергеевна Матвиенко Связана с развитием мыслительных процессов способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
В отечественной психологии проблемой психологической готовности ребенка к обучению занимались Выготский Л. С. Эльконин Д. Б. Антонина Сергеевна Матвиенко
Венгер Л. А. А какие виды этикета вам знакомы ещё? Антонина Сергеевна Матвиенко Л.А. Венгер,который подчеркивает, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
Божович Л. И. А какие виды этикета вам знакомы ещё? Антонина Сергеевна Матвиенко выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Антонина Сергеевна Матвиенко Методики исследования психологической готовности к школе
Методика «Да и нет» А какие виды этикета вам знакомы ещё? Антонина Сергеевна Матвиенко Эта методика направлена на выявления уровня развития внимания. В этой методике запрещается отвечать на заданные вопросы словами «Да» и «Нет». Поскольку внимание ребёнка в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребёнка к школе.
Методика «Эхо». Развивает фонематический слух у детей. Методика представляет собой игру, в которой ребёнок исполняет роль эха. Перед игрой объяснить ребёнку, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу или горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. После рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. Антонина Сергеевна Матвиенко
Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности и отношения ребёнка к школе 1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? 2. Как зовут твоих родителей? 3. В каком городе ты живёшь? и т. д. Антонина Сергеевна Матвиенко
Методика «Нарисуй фигуру человека (мужчину)» Антонина Сергеевна Матвиенко
Методика «Название цвета по показу» Антонина Сергеевна Матвиенко
Методика для выявления уровня развития образных представлений Антонина Сергеевна Матвиенко
Методика «Домик на полянке» Антонина Сергеевна Матвиенко
Итак, готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией. Антонина Сергеевна Матвиенко