Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? Презентацию подготовила учитель начальных классов НСОШ 2 Давидович Вера Владимировна
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.» Виктор ГЮГО
Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.
Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный эликсир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
Изготовление поделок из бумаги. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. Конструирование. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. Всасывание пипеткой воды. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами! Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Показ стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во- вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость. При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест вырезание круга, проведя его до начала тренировки и по её окончании.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки потянет за собой развитие интеллекта.
Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему командные роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.
Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое? Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры? Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения? Нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, приучать хорошо и до конца выполнять задания. Иначе ему будет очень сложно войти в ритм школьной жизни, и вместо того, чтобы начать учиться, он вынужден будет переламывать себя и потеряет драгоценное время
В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут проходить с ним предметы. Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.
МАТЕМАТИКА Желательно, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни.
ЧТЕНИЕ и развитие речи К первому классу некоторые дети уже худо- бедно читают или знают буквы, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. По возможности пусть он сам прочтёт несложные фразы.
Учите ребёнка ясно выражать свои мысли. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом да или нет, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой- нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. Чёрный - кидаете вы ему мяч, белый - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное- несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия страна, город, улица) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни. Помните, однако, что иногда «Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.» МОРУА Андре Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
ЕСЛИ: Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным; Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым; Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины; Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого; Ребенка хвалят, он учится быть благородным; Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым; Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя; Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.